Б) Обучение как ведущий содержательно-организационный элемент целостного учебно-воспитательного процесса
Задачи учебного процесса. Образовательные задачи состоят в передаче детям знаний основ наук, а также навыков и приемов интеллектуального труда, владение компьютерной техникой.Воспитательные задачи включают формирование у школьников на основе научных знаний мировоззрения, системы взглядов на законы развития природы, общества и мышления, способности отстаивать свои убеждения. Они предполагают развитие школьников в процессе учебной деятельности трудолюбия, воли, настойчивости, целеустремленности, прилежания, сознательной дисциплины, умения доводить дело до конца, честности, критичности в отношении самого себя, самостоятельности и ответственности.Развивающие задачи требуют интенсивного формирования у детей психических процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения, чувств, воли, речи), теоретико-логического и образно-художественного типов мышления, творческого подхода к решению любых задач, культуры чувств и воли.
Общая воспитательная характеристика содержания ведущих форм и методов обучения. Содержание образования обогащает детей научными факторами и обобщениями, вооружает приемами самостоятельной деятельности, стимулирует непрерывное самообразование и интеллектуальное развитие. Каждый учебный предмет содержит в себе ведущие идеи, которые логично вплетаются в цельное материалистическое мировоззрение. Содержание учебного процесса обеспечивает детям возможность овладения различными
видами грамотности: речевой, визуальной, математической, компьютерной, графической, музыкальной, физкультурной. Мировоззренческая картина мира представляет собой духовный стержень личности, основу развития гражданского, духовно-ценностного и нравственно-эстетического отношения школьников к миру.
Большое воспитательное значение имеют формы и методы обучения. Урок, лекция, экскурсия, практическое и семинарское занятия, бригадное задание, самостоятельная работа, конференция — несут в себе такую организацию интеллектуального труда, которая позволяет включить детей в разнообразную учебно-практическую деятельность. При ведущей роли урока решающее значение для повышения воспитательной эффективности учебного процесса имеет использование всего разнообразия форм, соответствующих возрастным особенностям детей и характеру изучаемого материала. Форма учебных занятий организует труд, дисциплинирует характер, обеспечивает условия познания и содержательного духовного общения.
Воспитательное значение методов обучения состоит в том, что способы преподавательской деятельности учителя превращаются в способы познавательной деятельности самих детей. Активизация методов обучения означает активизацию воспитания у школьников любознательности, познавательной самостоятельности, творческого отношения к работе, исследовательского подхода к изучаемым явлениям. Реализация метода обучения развивает умственные силы, формирует различные типы мышления (эмпирическое, абстрактно-логическое, теоретическое, диалектическое, художественное), обеспечивает свободное владение устной и письменной
речью.
Формирование духовных потребностей и социально-ценных мотивов учения. Процесс обучения оказывает решающее влияние на становление духовных потребностей и ценностных ориентаций юного человека, мотивов его отношения к учебному труду. Мотивы учения условно разделяются на естественные и формируемые. К числу естественных относятся любознательность, непосредственный интерес и практическая нужда ребенка в тех или иных знаниях, умениях и навыках. На их основе образуются более сложные, социально значимые мотивы. К числу формируемых относятся возникающие профессиональные интересы, осознание нравственного долга перед самим собой, семьей, школой, Родиной.
На базе развития мотивационной сферы в учебном процессе формируются коренные духовные потребности, которые обладают свойством порождать у детей глубокий интерес к социально ценным видам деятельности и формам поведения. К числу таких ведущих потребностей относятся: познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях; потребность в чтении как источнике духовного удовлетворения; потребность в самообразовании; потребность в творческом освоении учебного материала; потребность в коллективной духовно-познавательной деятельности; потребность в духовном общении, об-
мене познавательной информацией; потребность в практическом применении знаний, умений и навыков.
Комплексные взаимосвязи в целостном учебно-воспитательном процессе. Обучение представляет собою содержательное ядро воспитательного процесса. Оно органически связано со всеми другими видами воспитательной работы.
Политехнический характер обучения обусловливает его органическую связь с трудовым воспитанием и производительным трудом. Благодаря образованию труд детей становится осмысленным и воспитательно эффективным. Трудолюбие, привычка к интеллектуально-физическому напряжению переносится школьниками на общественно полезный, производительный труд. В процессе обучения закладываются основы гражданского духовно-ценностного воспитания. Гуманитарные предметы имеют решающее значение для нравственного просвещения. В процессе преподавания всех учебных дисциплин реализуется эстетическое воспитание.