Теоретические аспекты проблемы профессионального становления студентов в отечественной и зарубежной литературе
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы личностного развития студентов и формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Необходимо отметить, что в современной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматривались в контексте специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б. Г. Ананьев, П. И. Бабочкин, М. Д. Дворяшина, А. И. Крупнов, Н. М. Пейсахов, Н. И. Рейнвальд, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степанова, и др.), выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К. А .Абульханова-Славская, В. А. Бодров, А. А. Деркач, Г. М. Зараковский, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Е. Н. Кузьмин, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков и др.), определения роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидно-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Бодров, А. В. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, К. К. Платонов Б. М. Теплов, В. Д. Щадриков, В. В. Чебышева и др.).
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студентов остаются малоизученными.
Научная новизна исследования состоитв изучении различий мотивационных составляющих, направленности личности и личностных особенностей, как компонентов профессионального становления, на примере студентов педагогических и непедагогических специальностей высшего учебного заведения.
Цель исследования:
Изучить особенности профессионального становления студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ проблемы особенностей профессионального становления студентов педагогических и непедагогических специальностей в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2)Изучить динамику особенностей профессионального становления студентов педагогической специальности в зависимости от курса обучения.
3) Исследовать динамику особенностей профессионального становления студентов непедагогической специальности в зависимости от курса обучения.
4)Выявить различия в особенностях профессионального становления студентов педагогической и непедагогической специальностей.
Гипотеза исследования:
Существуют различия в особенностях профессионального становления студентов педагогической и непедагогической специальностей.
Методы сбора, обработки и анализа эмпирических данных:
1. Метод психологического тестирования.
Использовались следующие психодиагностические методики:
1) «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.В. Ильиной»,
2) «Методика изучения направленности личности Смекала - Кучера»,
3) «Личностный опросник Айзенка (EPQ)».
2. Метод математико-статистической обработки данных – U-критерий Манна – Уитни.
Данные обрабатывались в программе «Excel» и «STATISTICA 6.0»
Эмпирическая база исследования и характеристики выборки:
Эмпирическое исследование проводилось на базеУО «ГрГУ им. Янки Купалы» (факультеты: математический – специальность «Математика. Научно - педагогическая деятельность» и юридический – специальность «Международное право»). Выборка студентов математического факультета составила 89 человек, обучающихся на втором и четвёртом курсах. Количество респондентов юридического факультета –92 человека. Курсы обучения – второй и четвёртый. Общее количество респондентов–181 человек.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ