Методические рекомендации для студентов. Курс «Медико-биологические проблемы дефектологии» предваряет педагогическую практику, в процессе которой студенты получают навыки подготовки
Курс «Медико-биологические проблемы дефектологии» предваряет педагогическую практику, в процессе которой студенты получают навыки подготовки, планирования и проведения коррекционных занятий в условиях специальных (коррекционных) учреждений и других образовательных структур.
В ходе педагогической практики студенты знакомятся с деятельностью медико - педагогической комиссии, психолого-педагогической документацией, наблюдают и анализируют деятельность специалистов, обеспечивающих психолого – педагогическое сопровождение лиц, имеющих проблемы развития.
В соответствии с требованиями программы по данной дисциплине и особенностями детей с проблемами развития студенты подбирают содержание, методы, приемы, формы, средства коррекции, проводят индивидуальные и подгрупповые занятия, консультации родителей в рамках инклюзивных технологий образования.
Самостоятельная работа студентов является важной частью учебного процесса факультетов инклюзивного образования, направлена на повышение профессиональной подготовки магистра.
Задания для самостоятельной работы студентов разработаны с целью формирования у студентов следующих навыков:
Уметь анализировать полученные данные в процессе теоретического и практического освоения курсов в соответствии с типологией отклоняющегося развития
Уметь прогнозировать динамику изменений состояния и развития ребенка в зависимости от применяемых воздействий
Уметь конструировать коррекционно-развивающие программы, разрабатывать структуру, особенности и характер коррекционно-развивающих программ
Уметь проводить индивидуальную и групповую к-работу как с детьми с ОВЗ, так и в смешанных, инклюзивных группах
Определять потребности конкретного ребенка в процессе его сопровождения
Уметь проводить различные групповые занятия и тренинги со взрослыми участниками образовательного процесса:
Уметь работать с родительскими запросами в индивидуальном и групповом режимах
Знать особенности формирования взаимодействия в детском коллективе для различных возрастов
Организовывать продуктивное взаимодействие с другими ведомствами и организациями
Проектировать и координировать экспертную деятельность
Иметь представление о построении уроков, учебного процесса в различных образовательных системах,
Знать специфику различных культур и субкультур в различных возрастах
Уметь формировать толерантные отношения в детском и взрослом коллективах.
• Уметь анализировать специальную и методическую литературу по проблеме развития и коррекции детей с психо – неврологическими нарушениями.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется на практических занятиях, которые проводятся как в специальных (коррекционных) учреждениях и других образовательных структурах, так и в аудиториях ВУЗа.
III Дидактический материал:
Лекционный материал
ЛЕКЦИЯ № 1
Эволюция нервной системы: филогенез и онтогенез. Естественно - научные основы психических процессов. Проблема онтогенеза психического развития ребенка в норме и патологии.
ЛЕКЦИЯ № 2
Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка.
ЛЕКЦИЯ № 3
Тема: Интегративные механизмы работы мозга. Структурно-функциональные основы обучения и памяти. Структурно-функциональные основы обучения. Физиологические механизмы речи.
ЛЕКЦИЯ № 4
Тема: Неврологическое обследование детей как объективный метод диагностики в процессе развития. Клинико-педагогическая характеристика алалии, афазии, дизартрии.
ЛЕКЦИЯ № 5
Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Основные симптомы психических расстройств. Воспитание и обучение ребенка с психическим заболеванием.
ЛЕКЦИЯ № 6
Основные аспекты интеллектуальных нарушений.