Медико-биологические основы дефектологии

Цель дисциплины:Формирование представлений о медико-биологических основах дефектологии.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-5, ПК-2, ОП-1.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл профессиональный, базовая (общепрофессиональная часть), дисциплина осваивается в 2,3 семестре.

Содержание дисциплины:

Психофизиология развития. Нейрофизиологическая основа психических процессов: системный принцип деятельности мозга, структурная организация мозга, методы психофизиологических исследований, психофизиология функциональных состояний, психофизиология потребностно-эмоциональной сферы; психофизиология когнитивных процессов. Возрастная психофизиология: закономерности онтогенетического развития, возрастная периодизация; созревание мозга; психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста; психофизиологическая характеристика дошкольного возраста; психофизиологическая характеристика младшего школьного возраста; психофизиологические особенности подросткового возраста. Прикладная психофизиология: психофизиология организации учебного процесса; психофизиология школьных трудностей. Психофизиология отклоняющегося развития.

Возрастная и клиническая нейропсихология. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. Нейропсихологические симптомы: агнозии, апраксии, афазии. Нейропсихологические синдромы: синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга, синдромы поражения вторичных кор­ковых полей височных отделов мозга, синдромы поражения третичных кор­ковых полей зоны ТРО, синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, синдромы поражения премоторных областей, синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей моз­га, синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, синдромы поражения подкорковых областей мозга. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Синдромы несформированности: Функциональная несформированность префронтальных (лобных) от­делов мозга. Функциональная несформированность левой височной доли. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). Функциональная несформированность правого полушария. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. Атипия психического развития. Нейропсихологические паттерны аддиктивного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические паттерны агрессивного и делинквентного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические факторы девиантного сексуального поведения. Нейропсихологическое обследование. Нейропсихологическая коррекция.

Психопатология развития. Психоаналитические и неаналитические теории развития личности детей и подростков. Психологическая защита и копинг-поведение у детей. Патологизирующее семейное воспитание. Многоосевая диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Общая психопатология детей и подростков. Эндогенные психозы у детей и подростков. Резидульно-органические нервно-психические расстройства у детей и подростков. Невротические и соматоформные расстройства у детей и подростков. Расстройства личности у детей и подростков. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические расстройства при ВИЧ – инфекции / СПИДе, их особенности у детей и подростков. Психосоматические расстройства. Фармако- и психотерапия, особенности у детей и подростков.

Наши рекомендации