Реформаторская педагогика стран запада и США в конце ХIХ- начале XX веков и ее основные течения.

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию

Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.

Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратилась в одну из важнейших педагогических проблем.

В западноевропейских странах и США появляются многочисленные концепции и течения в общественно педагогической мысли, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы. Всех педагогов–реформаторов объединяла, во-первых, идея развивающего обучения – предположение, что школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы, о развитии навыков самообразования, интересов и способностей; во-вторых признание необходимости учитывать и развивать в учебно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, выступление против формализма и догматизма.

Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIXв., был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым сводились положения почти всех реформаторов можно условно поделить на три группы:

1. индустриально-образованный пролетариат;

2. «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом;

3. идеал «среднего» человека, который не протестует против действительности, даже не достигнув намеченного, а примиряется с условиями жизни.

Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда. Последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Такие в основном черты имела реформаторская зарубежная педагогика конца XIX – начала XX в., которую представляли известные ученые педагоги как Г.Кершенштейнер, А.Лай, Д.Дьюи, Э.Мейман, М.Монтессори, У.Килпатрик, А.Бине, Э.Торндайк и др.

Конец XIX – начало XX в. – период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран, в том числе и в Беларуси как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, развивающего обучения, саморазвития (М.Монтессори – для нач. школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.

Каптеров.

П.Ф. Каптерев (1849-1922) – истрик об-я и воспитания. Его взгляды сформировались на основе Ушинского, Пирогова. По его мнению педагогика – это прикладная область человеческого знания, которая должна опираться на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Каптерев считал что школа должны быть отделена от государства, церкви и политической борьбы. Учёный отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание (восп-ем должны заниматься родители). В.П.Вахтеров (1853-1924). Он создал эволюционную педагогику. Пед-ка по мнению В. процесс. в ходе которого необходимо выявлять у ребёнка врождённые эволюционные начала: естественное стремление к развитию ребёнка. Необходимо сформировать у ребёнка это чувство долга, тогда он будет высоконравственным человеком. Он также говорил: не желай человеку того, чего не желаешь себе. П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Создал систему элементарных физических упражнений, лечебных упражнений. Он был профессором медицины. Предовал огромные значения развитию ребёнка в семье, выделил 7 основных школьных типов, которые формируются в семье и показал, какими дети приходят в школу: лицемерный тип, чистолюбивый тип, добродушный, мягко-забитый, угнетённый, нормальный. Закончил духовное училище, духовную семинарию и академию.

Преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии, духовной академии, читал лекции на Фребелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях.

В советское время вел преподавательскую деятельность в школах и пед. институтах, организовал педтехникум в Воронеже.

Работы:

Педагогический процесс; Дидактические очерки; История русской педагогии; Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц; Обучение детей дошкольного возраста

Наши рекомендации