ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

В конце XIX - начале XX века со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям. Это привело к тому, что появилось большое ко­личество различных реформаторских педагогических течений. Все педагоги-реформаторы были единодушны в требовании того, что школа не только должна сообщать знания», сколько заботиться об общем развитии детей», о выработке у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания. Большинст­во педагогов, искавших пути реформы школы, относились к сторон­никам сочетания умственного труда с ручным, требовали учитывать в процессе воспитания и обучения возрастные и индивидуальные особенности детей.

К числу педагогов-реформаторов относится немецкий педагог ГЕОРГ КЕРШЕНШТЕЙНЕР - один из теоретиков «гражданского воспита­ния». Главным средством воспитания Г.Кершенштейнер считал трудо­вую школу, которая должна сменить старую книжную школу. По его мнению, большую роль в учебных планах школ должны занимать ма­тематика, естествознание, рисование и уроки труда. Любая школа должна быть оборудована специальными мастерскими, иметь школь­ный сад и школьную кухню, где учащиеся могли отрабатывать прак­тические трудовые навыки. Наиболее результативными Г.Кершенштей­нер считал активные методы обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Таким образом, Г.Кершенштейнер тесно связывал гражданское воспитание с приучением ребенка к добросовестной работе на благо государства. В своей статье "Школа будущего - школа ра­боты" он писал: "Нам нужны школьные мастерские, чтобы воспитать людей, которые понимали бы цель и благо государственного союза и посвящали бы себя ему на службу. Нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жерт­вующая себя на службу людям или какой-либо великой истине".

Реформаторские идеи Г.Кершенштейнера дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли профессиональной подготовки в жизни каждого члена общества.

Другим направлением реформаторской педагогики сталаэкспериментальная педагогика, основателем которой стал ЭРНСТ МЕЙМДН, немецкий педагог и психолог.

Основная цель экспериментальной педагогики, по Мейману, - дать общей педагогике эмпирическое основание.

Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания /ребенок/, психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка /техника заучивания, приемы "умственной гигиены" и пр./, дидактические приемы, школьная организация. Методами эксперимен­тальной педагогики он считал не только непосредственный экспери­мент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, ана­лиз продуктов детского творчества / рисунков, дневников и пр./, Эти методы до сих пор считаются основными методами научно-педаго­гического исследования. Высказанные Э.Мейманом идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков также сохраняют свою актуальность.

Последователем Э.Меймана в области экспериментальной педа­гогики стал другой немецкий педагог

ВИЛЬГЕЛЬМ ЛАЙ. Решающее значение в педагогической практике он придавал организации действия. Именно действие ученика сов­местно со сверстниками составляет, по Лаю, смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся.

С помощью дидактического эксперимента он стремился опреде­лить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Особое значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию.

Лай считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность и оказать влияние на методику преподавания от­дельных школьных предметов: естествознания, математики, рисования и др.

К числу педагогов-реформаторов конца XIX - начала XX вв. относят и американского педагога ДЖ. ДЬЮИ.

ДЖОН ДЬЮИ считается автором "прагматической педагогики".

Цель теории воспитания Дьюи - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свобод­ного предпринимательства". Школьной системе, основанной на при­обретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение "путем делания", при котором все знания извлекались из практической са­модеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необ­ходимые для личного опыта учащихся . В методике Д.Дьюи большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность. Роль учителя сводилась, в основном, к руко­водству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознателъности.

Педагогическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг. Это влияние вырази­лось в создании комплексных программ /в которых учебный материал группируется вокруг "целостных областей жизни", связанных с дет­скими интересами/ и в методах проектов.

Сегодня идеи Дьюи изучаются в связи с идеями комплексного, интегрированного обучения, повышения активности и самостоятель­ности учащихся в процессе обучения.

Наши рекомендации