Тема: Технические средства обучения. Охрана здоровья детей при работе с персональным компьютером
Тема: Краткая характеристика области «Познание» в программах дошкольного образования
В настоящее время, согласно Федеральных государственных требований к организации дошкольной подготовки детей, построение программ осуществляется на основе принципа интеграции, что является альтернативой предметному принципу построения образовательных программ. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.
Выделяются следующие образовательные области: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация, труд, безопасность, музыка и художественное творчество, познание.
Образовательная область «Познание» в программах описывает процесс познавательно-речевого развития.
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Основные задачи психолого-педагогической работы:
· развитие сенсорной культуры;
· развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
· формирование элементарных математических представлений;
· формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:
- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.
Примерные виды интеграции области «Познание» | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми). «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира). «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни). «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире). «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности). «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы). «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства). | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира) «Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Познание). |
Тема: Технические средства обучения. Охрана здоровья детей при работе с персональным компьютером
Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации.
В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
К ТСО относятся средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация.
Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и пр.; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи и пр.
По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.
1. Информационные ТСО.Используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения, так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности, в том числе самостоятельной. К ним относятся: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонное оборудование, ПК
2. Контролирующие ТСО. Предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Бывают индивидуальные и групповые, различаются по типу обучающих программ и методам ввода ответа обучаемого. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значительной степени освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени).
3. Обучающие ТСО.Сочетают в себе функции информационных и контролирующих ТСО.
Перед использованием ТСО необходимо детей научить им пользоваться. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой дети обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты, учебную информацию не усваивают.
Следовательно, необходимо детей заранее готовить и учить работать с ТСО, проводить инструктаж, проверять готовность к работе, четко определять цели, содержание, формы контроля.