Инженерная деятельность в области организации технологических процессов ТО и ремонта автотранспортных предприятий (АТП, АТЦ, СТО и др.).
При этом изучаются следующие вопросы:
- Общая характеристика предприятия и подвижного состава. Организационная структура управления автопредприятием. Функции отдельных подразделений;
- Схема генерального плана предприятия с автотранспортной развязкой;
- Планировка производственного корпуса (цеха, участка), расположение рабочих мест, оборудования, складов. Транспортные потоки в производственных корпусах. Транспортные средства (количество, расположение, грузоподъёмность) в цехе. Маршрут движения ремонтируемых узлов в процессе сборки и обкатки;
- Организация технологических процессов ТО и ремонта автотранспорта предприятия (назначение, виды работ по ТО и ремонту, применяемое оборудование, приспособления и оснастка);
- Состояние материально-технической базы предприятия. Уровень механизации и автоматизации ТО и ремонта подвижного состава. Оборудование, участвующее в технологическом процессе ТО и ремонта, обоснованность его выбора, способы эксплуатации. Паспортные данные, технические характеристики, состояние. Организация контроля качества ТО и ремонта. Методы и средства контроля;
- Состояние охраны труда на предприятии (организация, уровень травматизма за 3 года, причины, вредные и опасные производственные факторы, санитарно-технический паспорт производственного корпуса). Используемые средства защиты работающих, их техническая характеристика. Мероприятия по снижению травматизма;
- Охрана окружающей среды, используемые нормативы и средства на предприятии. Мероприятия по охране окружающей среде.
Технико-экономические показатели предприятия. Нормы основного и вспомогательного времени на работы по ТО и ремонту ПС. Сетка оплаты труда рабочих всех квалификаций цеха (участка). Состав работающих цеха (количественные данные в абсолютном и процентном выражении): основные рабочие, вспомогательные, ИТР, СКП, МОП. Дополнительная оплата труда и начисления к зарплате. Нормативы времени на подъёмно-транспортные работы.
Производственный план производственного корпуса (участка). Оптовые цены на основные материалы, тарифы на электрическую и тепловую энергию, нормы амортизационных отчислений и ремонтная сложность оборудования цеха, маркетинговая, коммерческая и инвестиционная деятельность в области автопредприятий.
В итоге изучения указанных выше вопросов практикант получит данные о состоянии так называемого базового варианта производства ТО и ремонта ПС. Для более эффективного выполнения в период дипломирования заданий по совершенствованию базового варианта ремонта практиканту рекомендуется собрать и изучить следующее:
- трудоёмкость работ по ТО и ремонту ПС;
- удельные нормы расхода материалов и зап. частей;
- нормативы и фактический удельный расход электроэнергии;
- нормы и фактический часовой расход воды и сжатого воздуха;
- принятую структуру планово-предупредительного ремонта основного и вспомогательного оборудования на данном предприятии, ремонта приспособлений для сборно-разборочных работ, данные о средних затратах на эти виды работ;
- плановые и фактические условно-постоянные расходы по производственному корпусу;
- плановую и фактическую себестоимость работ по ТО и ремону.
Задачи по совершенствованию работ по ТО и ремонту ПС на автопредприятиях.
Изучая в период преддипломной практики программные вопросы технологии и оборудования (п. 4.1.) экономики и организации работ по ТО и ремонту ПС, студент-практикант в соответствии с индивидуальным заданием (раздел 5) выявляет возможные пути совершенствования производства. При этом возникает необходимость предварительной (в период практики) оценки различных вариантов организационно-технических мероприятий с точки зрения затрат и получаемого эффекта. Такую предварительную оценку планируемых организационно-технических мероприятий по совершенствованию работ по ТО и ремонту ПС рекомендуется начать в период преддипломной практики. Подробно приёмы и методы определения экономической эффективности изучались студентами в дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия».
Расчёт экономической эффективности базируется на исходных данных, перечень которых определяется собственно планируемыми организационно-техническими мероприятиями, их влиянием на изменение экономических показателей предприятия.
Если произведённый анализ эффективности показал, что для реализации мероприятий необходимы затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, работы по освоению производства, затраты на приобретение и монтаж оборудования, изготовление оснастки, расширение производственных площадей, то студенту следует оценить величину этих затрат по данным экономических и технологических служб предприятия.
Для правильной оценки экономической эффективности важно определение размеров объёмов продукции, выпускаемой по новому варианту. Объём выпуска продукции должен рассматриваться в динамике. Если реализация мероприятий приводит к наращиванию выпуска продукции, то студент должен проконсультироваться на предприятии у специалистов службы маркетинга, планово-экономического отдела относительно изменения объёма выпуска продукции по годам расчётного периода.
Для оценки прироста прибыли в случае значительного увеличения объёма производства продукции следует уточнить в планово-экономическом бюро цеха величину условно-постоянных расходов в себестоимость товарного выпуска цеха.
Целенаправленный и результативный сбор исходных данных, необходимых для расчёта текущих затрат по базовому и новому вариантам производства, основывается на предварительном выявлении состава статей технологической себестоимости работ по ТО и ремонту ПС.
В ходе преддипломной практики студент уточняет в подразделениях предприятия значения технических и экономических показателей, для расчёта отдельных статей технологической себестоимости работ по ТО и ремонту ПС.
4.2. Учебно-методическая и организационная деятельность по подготовке специалистов автомобильного транспорта в учебных заведениях и службах подготовки кадров на предприятиях.
4.2.1. При прохождении практики в учебном заведении (университете, колледже, лицее, техникуме) изучаются следующие вопросы программы:
- общая характеристика учебного заведения. История создания и развития. Структура: факультеты, отделения, кафедры, лаборатории, кабинеты, учебные мастерские, отделы. Управление учебным заведением, органы управления учебной, научной, производственной, административно-хозяйственной деятельностью. Формы управления: ученый совет, учебно-методические советы и комиссии, оперативные совещания, заседания и методические семинары. Управление учебной деятельностью учащихся. Рабочие специальности, по которым проводится подготовка в данном учебном заведении: перечень, квалификационный разряд. Варианты подготовки на примере специальностей автомобильного направления. Приём в учебное заведение, правила приёма, требования к базовому образованию абитуриентов. Организация профориентационной работы. Реализация профессиональной многоуровневой подготовки и преемственности с учебными заведениями старших уровней подготовки (лицей – техникум - колледж - университет);
- материальная база учебного заведения по подготовке специалистов автомобильного транспорта. Планировка учебной мастерской (кабинета по спецтехнологии). Основное и вспомогательное оборудование мастерской (кабинета), его характеристики, расположение и используемые принципы. Данные по загруженности мастерских (кабинетов). График учебных занятий. Средства и мероприятия по охране учебного труда и пожарной безопасности в мастерских (кабинетах);
- организация учебного процесса. Учебный план, рабочие программы, тематические планы по подготовке специалистов автомобильного транспорта. Виды занятий. Формы проведения занятий. Используемые технические средства обучения, их характеристика, объем применения. Вычислительно-информационные средства, их характеристика, область применения при обучении специальных дисциплин. Инновационные технологии обучения;
- состояние материально-технической базы, наличие и оснащенность специальных лабораторий по автомобильному транспорту;
- учебно-методическая работа преподавателей технических дисциплин и мастеров производственного обучения. Подготовка к занятиям. Примеры планов проведения уроков теоретического, практического занятия, уроков производственного обучения. Расчет норм времени. Методическое и материальное обеспечение уроков производственного обучения на основе производительного труда. Характеристика продукции, производимой в учебных мастерских. Дидактическое обоснование выбора продукции. Чертежи изделия, материалы, технология сборки и разборки. Технико-экономические показатели. Калькуляция себестоимости работ, производимых в учебных мастерских. Организация и методическое обеспечение производственной практики учащихся на базовых предприятиях. Организация кружков по интересам;
- экономика учебного заведения. Финансирование - бюджетные и внебюджетные средства. Основные статьи расходов. Виды платных образовательных и иных услуг, их использование для развития учебного заведения. Капитальные затраты на проведение комплекса мероприятий по совершенствованию учебного заведения согласно индивидуальному заданию (см. раздел 5). Стоимость необходимого оборудования, ТСО, строительно-монтажных работ, научно-исследовательских работ. Текущие затраты на проведение учебного процесса, стоимость обучения (1 чел/ч). Калькулирование средств обучения собственного изготовления.
4.2.2. При прохождении практики в службах подготовки, переподготовки кадров предприятия изучаются следующие вопросы программы:
- структура службы подготовки и переподготовки кадров (СППК) на предприятии. Отдел технического обучения (ОТО). Направления деятельности СППК и ОТО. Основные задачи и организация взаимодействия с другими подразделениями предприятия и базовыми профессионально-техническими училищами, учебно-производственным комбинатом. Перечень профессий рабочих автопредприятия, характеристика квалификационного уровня (разряда) работ по ряду профессий. Степень использования на предприятии рабочих-автослесарей профессий широкого и узкого профилей. Эффективность использования в авторемонтном производстве рабочих с совмещением профессий. Организация их работы (индивидуальная, бригадная и др.). Обучение (инструктаж) и переподготовка рабочих при внедрении в производство нового оборудования, новых материалов и технологий. Организация работы специалистов по теоретическому и производственному обучению в связи с переподготовкой, повышением квалификации рабочих. Виды занятий. Учебно-методическая подготовка. Учебные планы, программы. Психолого-педагогические и физиологические факторы обучения взрослых, и учет этих факторов при формировании содержания программ обучения и выборе технологий обучения;
- материальная учебная база предприятия - учебные полигоны, учебно-производственные участки, учебные рабочие места. Оборудование для обучения, его характеристика. Система аттестации рабочих на автопредприятии. Правила аттестации. Подготовка и переподготовка рабочих в связи с аттестацией. Пробные работы, выполняемые при аттестации. Экономические вопросы подготовки, переподготовки кадров на предприятии. Финансирование службы ОТО. Источники финансирования. Калькуляция стоимости обучения, аттестации рабочих. Использование и организация платных учебных и аттестационных услуг на предприятии.
4.3. Научно-исследовательская деятельность в области технологий,
оборудования, экономики и организации на автопредприятии.
В данном случае содержание программы практики и индивидуального задания, как правило, определяется тематикой госбюджетных и хоздоговорных работ, выполняемых преподавателями выпускающей кафедры, либо тематикой научно-исследовательских работ предприятия, на котором проводится практика. Тематика таких НИР связана с совершенствованием и разработкой новых технологий, материалов и оборудования и имеет прикладное значение. Студент в период преддипломной практики должен изучить соответствующие индивидуальному заданию программные вопросы разработки технологии, использования материалов и оборудования в производственных условиях (см. п. 4.1.), а также вопросы экономической эффективности внедрения результатов НИР на производстве (см. п. 4.1.). Конкретное содержание программных вопросов по указанным разделам определяет руководитель практики.
Таким же образом планируется прохождение практики при выполнении студентом научных исследований в области экономики и организации авто-предприятия, например, по индивидуальному заданию кафедры экономики и организации машиностроения. В данном случае программными вопросами, изучаемыми студентами на предприятии будут вопросы п. 4.1..
Также программа практики включает также изучение студентом вопросов планирования и проведения научного эксперимента, статистической обработки результатов измерений, патентного поиска, оценки эффективности (экономической, социальной), внедрения результатов исследований в производство.
Литературные источники для проработки вопросов данного раздела программы выдаются руководителем практики.
Разработка нового, проектируемого варианта организации технологического процесса ТО и ремонта ПС.
Необходимо раскрыть следующие вопросы:
- Сформулировать основные цели (экономические, организационные, технические, технологические, научно-исследовательские) работы подразделения на ближайшие 1 -3 года.
- Указать перспективные направления работы подразделения по
совершенствованию технологического процесса (по ремонту узлов и деталей, услугам населению или другим производствам, смены профиля производства, реконструкции, перевооружения, нового строительства и т.д.). А также указать перспективные направления по организации производства (смена ритмичности, циклов, загрузки оборудования, синхронизации времени операций и т.д.).
- Указать на имеющиеся недостатки работы подразделения в
различных областях (низкий уровень загрузки оборудования или автоматизации технологических операций с их точным перечнем, не ритмичная работа технологических операций, недостаток площадей и т.д.).
- Разработать мероприятия по ликвидации технико-технологических
недостатков работы подразделения, совершенствованию материально-технической базы производства (дать перечень устаревшего оборудования и предложения по его замене), организационных мер по оптимизации процесса производства ремонта (увеличение ритмичности работы технологических операций, смены схемы изготовления изделия, укрупнения или расчленения операций и т.д.)
- Разработать и обосновать предложения по совершенствованию планировки подразделения с учетом указанных ранее изменений.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Индивидуальное задание на преддипломную практику формулируется руководителем и, как правило, тесно увязывается с темой дипломного проекта (работы). Задание совместно с перечнем изучаемых вопросов программы (раздел 4) утверждается заведующим кафедрой и выдается студенту-практиканту.
При инженерной направленности тематики дипломного проектирования содержание индивидуального задания может, например, предусматривать:
- анализ планировки и работы ремонтного участка с целью поиска путей совершенствования производства и снижения себестоимости работ (услуг);
- критическое изучение действующей на участке технологии и выбор рациональной технологии, технологического оборудования и материалов с учетом современных достижений науки и техники;
- анализ действующего оборудования и постановку задач по модернизации технологического оборудования и оснастки;
- изучение действующего на участке (цехе, производственном корпусе) оборудования, технологий с целью их адаптации или замены для освоения новых видов работ (услуг):
- участие в конструкторско-технологической, научно-исследовательской работе на предприятии, в учебном заведении, научно-исследовательском инсти-
туте.
При учебно-методической направленности тематики дипломного проекта (работы) содержание индивидуального задания на практику может включать:
- сопоставительный анализ существующих вариантов планировки учебных мастерских, полигонов, кабинетов спецдисциплин с целью их модернизации или создания новых;
- анализ применяемых в учебном заведении технических средств обучения по какой либо дисциплине с целью выбора или разработки новых;
- анализ учебного плана и содержания рабочих программ подготовки, учащихся по специальным техническим дисциплинам с целью совершенствования их содержания и технологии обучения;
- анализ содержания программы производственного обучения и практики с целью внедрения современных технических средств и методов обучения;
- разработку системы и отдельных лабораторных участков и практических занятий по учебному предмету с изготовлением оригинальных дидактических материалов, лабораторных установок, стендов, тренажеров и т.д.
В случае комплексной тематики дипломного проекта в индивидуальное задание включаются вопросы конструкторско-технологического аспекта (совершенствование технологического процесса, модернизация оборудования, разработка техоснастки, внедрение научных разработок и др.), а также вопросы по подготовке и переподготовке рабочих для работы в условиях усовершенствованного технологического процесса и модернизированного оборудования .