Коммуникативная компетентность
В настоящее время в психолого-педагогической литературе, посвященной изучению коммуникативных возможностей человека, часто встречаются термины «коммуникативная компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность».
Под коммуникативной компетентностью Ю. Н.Емельянов понимает «такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе».
Иная трактовка понятия коммуникативной компетентности в исследовании Ю. М.Жукова, Л. А.Петровской, П. В.Растянникова. Эта характеристика личности раскрывается ими как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия».
В. И.Кашницкий, рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности учителя, определяет его как «многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее профессиональную педагогическую деятельность учителя, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с учащимися и другими участниками педагогического процесса».
Коммуникативный потенциал
Р. А.Максимова предложила понятие «коммуникативный потенциал» личности, рассматривая его как «наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности».
В. Рыжов понимает «коммуникативный потенциал» как синтез внутриличностных коммуникативных особенностей учителя (мотивация общения, перцептивно-рефлексивные возможности, коммуникативные способности) и поведенческой реализации этих особенностей в ходе реального педагогического общения. Он полагает, что система поведенческих характеристик «составляет индивидуальный стиль участия в общении, а входящие сюда личностные особенности, непосредственно отражающие характер поведения в общении, являются реализацией более глубоких личностных образований».
Коммуникативный потенциал личности учителя — индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей педагога (внутриличностных и поведенческих), характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей педагогической деятельности.
Многие отечественные авторы, исследовавшие вопросы коммуникативных особенностей личности, отмечали тот факт, что комплекс коммуникативных возможностей человека является сложной системой (В. М.Жуков, В. И.Кашницкий, Р. А.Максимова, В. В.Рыжов и др.).
В структуре коммуникативного потенциала личности педагога выделяют четыре взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный.
Назначение каждого уровня — обеспечить определенный аспект коммуникативной составляющей профессиональной деятельности учителя.
Базовый уровень коммуникативного потенциала определяет общую направленности и мотивацию коммуникативных действий учителя, ее соотнесенность с профессиональными целями. Базовый уровень включает в себя глубинные установки и ценностные ориентации педагога в коммуникативной сфере.
Содержательный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает построение учителем коммуникативных программ и планов профессионального общения с целью разрешения конкретной педагогической задачи. Каждый учитель моделирует свое коммуникативное поведение по-разному, исходя из индивидуальных особенностей мыслительных процессов, из особенностей темперамента и характера.
Кроме того, успешность построения индивидуальных коммуникативных программ определяется широтой и глубиной комплекса знаний учителя.
Операциональный уровень коммуникативного потенциала учителя представляет собой систему индивидуальных коммуникативных умений и навыков. Этот уровень призван обеспечивать выполнение необходимых коммуникативных действий в ходе практической реализации коммуникативных планов по решению педагогической задачи.
Важное значение для учителя имеют такие коммуникативные умения, как умение организовать контакт с классом; умение слушать и слышать учащихся, умение реализовывать индивидуальные коммуникативные возможности в публичном выступлении, в беседе; умение занимать оптимальную коммуникативную позицию в контактах; умение открыто выражать свои чувства и отношения; умение находить выход из конфликтной ситуации; умение уместно реагировать на поступки и высказывания учащихся и т. д.
Индивидуальная система коммуникативных навыков и умений проявляется непосредственно в коммуникативном поведении учителя.
Рефлексивный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает оценивание и анализ учителем собственной профессиональной деятельности.
Рефлексивный уровень коммуникативного потенциала учителя содержит единство внутриличностных особенностей, т. е. способности к самоизучению, самосовершенствованию, анализу причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностных критериев; и поведенческих особенностей, т. е. применения вышеназванных особенностей к сложным условиям и обстоятельствам педагогической деятельности.
Таким образом, рефлексивный уровень коммуникативного потенциала представляет собой систему индивидуальных способов и приемов самонаблюдения и самоанализа, выступающих условием самосовершенствования учителя в коммуникативной сфере педагогической деятельности.
Взаимосвязь всех уровней коммуникативного потенциала личности учителя обеспечивает реализацию целостного коммуникативного действия педагога, направленного на эффективное решение педагогической задачи.