Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.

Педагогика детей с интеллектуальной недостаточность развивается в тесной связи с рядом смежных наук.

Совокупность специальной (педагогической, медицинской) информации, являющейся результатом изучения ребенка (как объекта) комплексом социальных наук, составляет предметное поле коррекционной педагогики.

Коррекционная педагогика связана со многими науками, которые оказывали и оказывают неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих связей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями.

В числе первых сложились связи с философией и психологией. Именно философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, служили ее методологическим основанием. Методологическая функция философии состоит в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.

Связь с психологией - наиболее традиционная. Требование понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить обучение в соответствии с этими законами, свойствами - выдвигали все выдающиеся педагоги. Психологические науки (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология и др.) позволяют выявить закономерности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, особенности развития психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам.

Педагогика тесно связана с другими науками, изучающими человека как индивида (анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, генетика, педиатрия и др.). Науки медицинского цикла помогают увидеть биологические причины возникновения интеллектуальной недостаточности, понять сущность произошедших в организме ребенка изменений, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут.

Педагогические науки (общая педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дидактика, методика воспитательной работы и др.) определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся.

Развитие педагогики связано с изучением человека в обществе, в системе его социальных связей (социология, экономика, политология и др.). Важным фактором развития коррекционной педагогики является экономическоестимулирование научных исследований, планирование образования, выявление тенденций развития слоев и групп населения и т.д.

В целом можно выделить несколько вариантов связи коррекционной педагогики с другими науками:

Формы связи педагогики с другими науками:

1. Использование коррекционной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

2. Творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках;

3. Применение конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии ВНД, социологии и др.

4. Участие коррекционной педагогики в комплексных исследованиях человека.

Таким образом, педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью -наука, изучающая вопросы воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития.

Задание

1. Проанализировать этапы становления информационного поля на примере 2-3 категорий коррекционной педагогики.

2. Составить схему информационного поля педагогики, охарактеризовать его составные части.

3. Определить, какие науки составляют предметную область олигофренопедагогики и составить схему: «Связь олигофренопедагогики с другими науками».

4. Охарактеризовать цель, задачи и актуальные проблемы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону. 2004.

2. Гинецинский В.А. Основы теоретической педагогики. СПб. 1991.

3. Гонеева А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М. 1999.

4. Дефектология. Словарь – справочник. /Автор-составитель С.С. Степанов. Под ред. Б.П. Пузанова. М. 2005.

5. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев 1985.

6. Жданов Г.Б. Информация и сознание. //Вопросы философии. 2000. - №11.

7. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна. – 2000.

8. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. – 1996. - №1. – с. 3-10.

9. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М. 1999.

10. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.

11. Подчукаев В.А. Теория информационных процессов и систем. М. 2007.

12. Юркевич Е.В. Введение в теорию информационных систем. М. 2004.

Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.

Наши рекомендации