Тема 23. Интеграция предметов гуманитарного цикла на уроках истории. Содержательный и деятельностный аспекты различных связей, межпредметных, внутрипредметных

Виды межпредметных связей.

Формы, методы, приемы организации межпредметных связей на уроках истории и обществознания.

Профессиональные качества учителя. Уровень интеграции наук на уроке истории.

Внутрипредметные связи.

Виды интеграции. Требования к интегрированному уроку.

Технические средства обучения на интегрированном уроке.

Формы, приемы и методы проведения интегрированных уроков.

Рассмотрению и изучению проблемы интеграции в педагогическом процессе предшествовала проблема межпредметных связей, которая интересовала педагогов в еще далеком прошлом. Так, например, Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк — истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К. Крупская.

В 50-е гг. некоторые педагогики за рубежом и в нашей стране для достижения целостности знания создают интегрированные учебные предметы. Так, в США возник интегрированный курс «Общественные науки» (включающий элементы истории, географии, граждановедения). В Польше была предпринята попытка создать интегрированный курс «Культура». По существу интегрированными предметами являются у нас обществоведение и природоведение.

В настоящее время важность и плодотворность осуществления связей между учебными предметами, а также необходимость создания и введения в программу школьного обучения новых интегрированных предметов не вызывает сомнений.

Идея интеграции в последнее время стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами в дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью — разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных заведений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность школьных дисциплин, разобщенность научного знания вообще, а с другой — высвобождаемое посредством этого учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение и обогащение спектра получаемой на занятиях информации, а также подкрепление мотивации обучения у учащихся.

В целом, интеграция — теоретическое понятие, означающее связь отдельно дифференцированных частей в целое.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях, а также неотъемлемым элементом является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении учащимися основ наук.

Из всего вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса, т.е. представляющей собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.

В принципе, таковым является любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Не случайно, поэтому понятие интегрированного урока так перекликается с понятием межпредметного.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составным звеном в иерархическую лестницу ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

- создание на интегральной основе интегрированных тем, разделов, и, наконец, курсов. Например, линейное (параллельное) изучение истории Древнего мира в 5 классе, литературы Древнего Египта, Востока, Древней Греции и Рима, на музыке — инструментов и произведений Древнего мира, включая древнегреческие театральные постановки, на ИЗО — живопись, архитектуру, скульптуру Египта, Междуречья, Китая, Индии, Греции, Рима.

Для успешного осуществления интеграции школьных предметов требуется полный пересмотр организации процесса обучения. Ведь в данном случае гораздо эффективнее проведение многочасовых занятий в методике погружения, нежели всем нам известная поурочная система.

Помимо этого, одним из обязательных и основных требований является повышение роли самостоятельности в работе учащихся, потому что интеграция и погружение неизбежно расширяют тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Все это в обязательном порядке усиливает нагрузку на учащихся. В этой связи каждый преподаватель должен иметь четкие представления об особенностях познавательных процессов и мышления. Это позволит в оптимальных условиях проводить уроки, добиваться высоких показателей эффективности процесса обучения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные этапы становления интеграции как технологии учебного процесса.

2. Дайте определение интеграции как форме организации учебного процесса.

3. Каково значение интеграции в преподавании общественно-исторических дисциплин?

Наши рекомендации