Понятие, цели и назначение наказания

Федеральное государственное казенное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет Министерства

внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра уголовного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Лишение свободы как вид уголовного наказания

Выполнила:

(Фамилия, имя, отчество)

331 учебный взвод

(№ учебного взвода)

К защите:________________

(допущен, не допущен)

Дата защиты: _____________ Оценка:__________

(прописью)

Санкт-Петербург

2013

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Лишение свободы в системе уголовных наказаний

1.1. Понятие, цели и назначение наказания

1.2. Понятие и сущность лишения свободы, лишение свободы на определенный срок

ГЛАВА II. Особенности назначения наказания в виде лишения свободы

2.1. Пожизненное лишение свободы

2.2. Места и режимы отбывания наказания в виде лишения свободы

2.3. Арест – как альтернатива лишению свободы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Уголовное наказание – важнейшее средство в борьбе с преступностью. В Российской Федерации на уровне теории и практики вопросам наказания уделяется достаточно много внимания.

Лишение свободы, а в частности лишение свободы на определенный срок – наиболее распространенный вид наказания в Российской судебной практике.

Также как и преступление, наказание в виде лишения свободы носит не только правовой, но и социальный характер. Социальный характер наказания выражается в том, что оно воздействует на личность, является жестким социальным регулятором поведения лица.

Согласно ст. 56 УК РФ, лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Это основной вид наказания.

К лишению свободы осуждается примерно треть всех осуждённых.[1] Лишение свободы допускает широкие возможности по индивидуализации назначаемого наказания: может варьироваться срок, режим содержания и характер воздействия на осуждённого, что даёт возможность применения исправительного воздействия, соответствующего особенностям личности осуждённого.[2]

В то же время вопрос о необходимости совершенствования правовой регламентации и условий отбывания данного вида наказания является дискуссионным.

Актуальность работы определяется широкой распространенностью данного вида наказания в Российской Федерации, его универсальностью и относительно высокой эффективностью.

Цель работы – рассмотрение института лишения свободы в современном Российском законодательстве, его значения и основных тенденций в данной области уголовно-правовой политики.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

¾ Рассмотрение понятия свободы как правовой и социальной категории

¾ Рассмотрение понятия и целей наказания в виде лишения свободы

¾ Изучение особенностей лишения свободы как вида наказания

¾ Анализ эффективности лишения свободы как вида наказания и трудностей при его назначении

¾ Изучение вопроса о месте отбывания наказания в виде лишения свободы

¾ Анализ и рассмотрение ареста как альтернативы лишению свободы

Базой работы выступает современное Российское законодательство и научная и учебная литература ведущих Российских ученых в области уголовного права.

ГЛАВА I .

Лишение свободы в системе уголовных наказаний

Понятие, цели и назначение наказания

Согласно ч.1 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишениях или ограничениях прав и свобод виновного.

Содержание наказания в России составляют карательные меры (лишение осуждённого определённых прав и свобод), общественное порицание, меры воздействия на осуждённого, призванные предотвратить совершение им новых преступлений (контроль за его повседневной жизнью, наложение ограничений на допустимые виды поведения и деятельности), а также воспитательные меры (привлечение к труду, предоставление возможности получить образование), направленные на подготовку осуждённого к нормальной жизни в обществе. В процессе отбывания наказания к осуждённому также может применяться принудительное лечение.[3]

В уголовном законодательстве Советского Союза не было определения наказания. Статья 20 УК РСФСР 1960 г., лишь декларировала тот факт, что наказание является карой, своеобразным возмездием за совершенное преступления.

Такое разъяснение не позволяло судить ни о содержательной стороне наказания, ни о его отличии от других мер уголовно-правового воздействия. Поэтому в юридической литературе неоднократно предлагались различные определения уголовного наказания, в большинстве своем построенные на выделении присущих ему необходимых признаков.[4]

Уголовное наказание имеет свои характерные черты.

Главным признаком наказания выступает то, что оно являтся, прежде всего мерой государственного принуждения.

Под государственным принуждением следует понимать метод обеспечения общественной безопасности и правопорядка, воспитания граждан, состоящий в ограничении сферы деятельности отдельных субъектов посредством требований, специального контроля над поведением, либо физического воздействия со стороны компетентных органов и должностных лиц государства, реализуемый в рамках конкретных правоотношений.[5]

Наказание всегда связано с отрицательным воздействием на виновного, с определенными ограничениями его прав и свобод с целью его исправления и перевоспитания в законопослушного гражданина.

Однако, наказание должно соответствовать требованиям статьи 29 «Всеобщей декларации прав человека», в соответствии с которой каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.[6]

Наказание не должно унижать чести и достоинства осужденного, вызывать у него нравственные страдания.

Известный правовед Таганцев так охарактеризовал данный момент: "Необходимо отделить от наказания и нравственные муки, угрызения совести, испытываемые преступником, хотя бы они были столь сильны, что для их прекращения он спешил отдаться в руки правосудия, выстрадать свою вину.[7]

Лишение или ограничение прав и свобод свойственно уголовному наказанию в значительно большей степени, чем другим мерам государственного принуждения. Для иных видов наказания ограничение прав и свобод не является обязательным элементом, в то время как для уголовного – неотъемлемой частью.

При назначении наказания деянию совершенному виновным дается отрицательная моральная и правовая оценка.

Уголовное наказание может быть назначено только судом, оно носит публичный характер. Никакой другой орган государственной власти кроме суда не может назначать наказание.

Следственно, единственной процессуальной формой назначения наказания выступает обвинительный приговор суда, в соответствии с которым лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, признается виновным.

Наказание в Российском уголовном праве носит индивидуальный характер, т.е. применяется только к лицам, виновным в совершении преступления, и ни к кому более. Не могут быть подвергнуты наказанию родственники виновного.

Наказание является правовым последствием преступления и применяется только к лицу, виновному в его совершении. Однако и после фактического отбывания наказания могут сохраняться неблагоприятные правовые последствия в виде судимости.

Однако, как справедливо отмечает Бриллиантов, личный характер наказания не означает, что оно не может причинять страдания (наносить вред) и не касаться непричастных к преступлению лиц, например членов семьи осужденного.[8]

Этот признак не свойственен иным мерам уголовно-правового характера, в частности принудительным мерам воспитательного воздействия, применяемым к несовершеннолетним, виновным в совершении преступлений небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК РФ), и принудительным мерам медицинского характера, применяемым к определенным категориям преступников (ст. 97 УК РФ).

Само по себе наказание – это не просто негативная санкция уголовно-правовой нормы, но и важнейший правовой институт комплексного характера. Институт наказания является общим для уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Наказание имеет свои определенные цели. Уголовный закон относит к ним восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений. ( ч.2 ст. 43 УК РФ)

Говоря о цели наказания, хочется обратиться к корифеям уголовной науки, тем, кто стоял у ее истоков, к примеру, к трудам Ч. Беккариа.

Ч. Беккариа так писал о цели наказания: "Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление... Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же"[9]

Цель восстановления социальной справедливости означает соразмерную компенсацию ущерба, который причинен обществу и его гражданам совершенным преступлением.

Назначенное наказание должно восприниматься как социально-справедливое, удовлетворять возмущение общества от совершения преступления и одновременно компенсировать вред, причиненный преступлением.

Говоря о воспитательном моменте, наказание должно само по себе восприниматься виновным как справедливое, соответствующее причиненному вреду.

По словам Чучаева, всякое преступление есть посягательство на установленный в обществе правопорядок, соответствующий нравственным и ценностным ориентациям преобладающего большинства членов, поэтому наказание как форма государственной реакции на преступление преследует цель восстановить социальную справедливость, нарушенную преступлением.[10]

Цель исправления осужденного означает с помощью правового и воспитательного воздействия создать в осужденном определенные моральные установки, предостерегающие его от противоправного и асоциального поведения в дальнейшем.

Цель предупреждения новых преступлений включает в себя два пункта, или как говорят криминологи, уровня – общее и специальное предупреждение преступности.

Специальное предупреждение предполагает воздействие на самого осужденного с целью предотвратить совершение им преступлений в дальнейшем.

Общее предупреждение означает предупредительно-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц, которым стало известно о конкретном наказании за определенное преступление. Это, прежде всего устрашающее воздействие.

Хочется отметить, что наказание не является единственной формой реализации уголовной ответственности. В некоторых случаях к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние, могут быть применены и иные меры, являющиеся альтернативными или дополнительными по отношению к наказанию.

Так, к лицам, которые совершили общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости, вместо наказания или наряду с ним может быть применено принудительное психиатрическое лечение.

Специальные меры, отличные от наказания, могут быть применены и к несовершеннолетним преступникам. Подобные меры не содержат в себе карательного элемента и направлены исключительно на коррекцию поведения несовершеннолетнего.

Таким образом, можно сделать вывод, что наказание – это адекватная реакция государства на совершение лицом преступления и определяется УК РФ как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишениях или ограничениях прав и свобод этого лица.

Наши рекомендации