Сложные нарушения развития
Особенности изучения, обучения и воспитания
Детей, сочетающих сенсорные и интеллектуальные
Дефекты.
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения и слуха, речи и зрения, слуха и интеллекта, умственного развития и зрения т.д.). В качестве синонимов также используются термины «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения», «сложная структура нарушения».
В зависимости от структуры нарушения детей со сложными нарушениями развития можно разделить на три основные группы.
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие дети, слабослышащие дети с первичной задержкой психического развития (не вызванной нарушением слуха), слепые дети с умственной отсталостью и т.д.
Во вторую – имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягчающее ход развития, например, умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха, глухие дети с небольшим нарушением зрения, дети страдающие ДЦП с незначительной сенсорной патологией. В таких случаях говорят об «осложненном дефекте».
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может быть выраженное недоразвитие речи. Согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов практиков, дети с множественными дефектами составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений.
Обучение и воспитание детей со сложными дефектами представляют собой малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики.
В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача возможно более ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика – типичное явление в практике работы с такими детьми. Случаи своевременной, достаточно ранней и вполне квалифицированной диагностики являются скорее исключениями из правил, чем общей практикой. Вследствие этого дети со сложными дефектами обычно или вообще не попадают в сферу специального обучения или попадают туда слишком поздно. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста, а то и позднее.
Многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями развития у своего ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи только у медиков, совсем не обращаясь к специалистам–педагогам. Многие дети проходят необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются длительной культурной и материнской депривации, что неблагополучно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии.
Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложным дефектом, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух или более первичных нарушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия множественной депривации (сенсорной, материнской, культурной) и в сензитивный период развития терпит значительный ущерб. Страдают формирование образов предметов, пространственная ориентировка, предметные действия, моторика, эмоционально-чувственный контакт с взрослым, общение. Все это приводит к недоразвитию отдельных функций и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что окружающая ребенка среда, как правило, остается мало приспособленной к особенностям его познавательной деятельности.
Таким образом, по отношению к ребенку со сложным дефектом, задачи последующей компенсации аномалий развития становятся значимыми не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, обусловленного упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.
Исследователи, занимающиеся проблемой сложных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образуют новую, сложную структуру нарушения и требуют особого психолого-педагогического подхода. Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возможного диапазона средств компенсации.
Решающим фактором развития в этом случае является включение ребенка в процесс образования, или так называемого культурного развития, присвоение им общественно выработанного исторического опыта человечества в процессе учения. Вывод ребенка из ситуации изолированности от окружающего мира – материально-предметного и социального – вот первейшая задача в поисках путей компенсации сложного дефекта. В контексте культурного развития ведущее место занимает овладение ребенком языком.
Поскольку важнейшим резервом является развитие высших психических функций ребенка, принципиально важным становится вопрос о степени сохранности интеллекта. Умственная отсталость как возможный компонент сложного дефекта, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка, однако не делает последнее невозможным. Разделявшийся в прошлом специалистами крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в настоящее время преодолен. По отношению к детям, имеющим наряду с сенсорными нарушениями, умственную отсталость, в наше время утверждается новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся на гуманистическую традицию в дефектологии и на новые положительные экспериментальные факты.
Реабилитационный потенциал детей со сложной структурой дефекта далеко еще не освоен в специальной психологии и педагогике, хотя и здесь действует известная в этих отраслях знания закономерность: чем раньше наступило нарушение, тем в большей степени выражено аномальное развитие ребенка. Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность имеют такие же последствия.
В Украине сложились и действуют определенные виды помощи детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно отсталым слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, умственно отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогательных классах соответствующих типов школ. Также с данной категорией детей работают различные реабилитационные центры, как муниципальные, так и создаваемые на общественных началах, однако их деятельность в большей степени направлена на оказание медицинской или социальной помощи.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение сложным нарушениям развития.
2. Охарактеризуйте проблемы диагностики сложных нарушений развития.
3. Каковы особенности психического развития ребенка со сложным дефектом?
4. Опишите основные виды психологической, образовательной и социальной помощи детям, сочетающим сенсорные и интеллектуальные дефекты.
5. Найдите различия между сложным и осложненным дефектом. Опишите особенности психического развития ребенка со сложным дефектом.