Принцип систематичности обучения.
Включает в себя 4 основных положения:
1. знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира;
Развитие совершается не хаотично, не в беспорядке, а по определенной системе. Иногда дошкольникам довольно представить те реальные отношения мира, на основе которых возникает система явлений. Первое требование принципа систематичности обучения состоит в том, чтобы видеть первоисточник познавательных знаний, чтобы дошкольник в системе изучаемого материала мог представить реальные отношения, связи.
2. познавательный материал представляет специально обработанные основные части;
Система знаний в обучении и система в науке полностью не совпадают. Дошкольники изучают менее глубоко то, что выражает современная наука. Однако система изучаемого предмета формируется и под воздействием других факторов.
Второе требование принципа систематичности - хорошо понимать систему знаний в науке, которая ложится в основу познавательного материала.
3. система усвоения материала дошкольниками зависит от способов объяснения воспитателя;
Одно и тоже содержание может быть изучено различными путями, методами. Воспитатель определяет план построения объяснения, предусматривает последовательность изложения теоретических сведений, упражнений.
Третье требование состоит в том, чтобы найти систему изучения программного материала, которая наиболее соответствовала бы возрастным возможностям усвоения знаний.
4. понимание системы в знаниях включает функции развития дошкольников.
В познавательной деятельности проявляются черты личности дошкольника, такие как работоспособность, трудолюбие.
Четвертое требование- система обучения на каждом занятии должна быть продуктивной, что выражается в глубоком понимании программного материала.
Принцип наглядности обучения.
На ранних этапах развития человеческого общества, обучение осуществлялось за счет подражания взрослым, копирование детьми практических действий взрослого человека. С накоплением человеком знаний, появлением книг, развитием производства, содержание обучения значительно усложнилось. В настоящее время дошкольнику бывает трудно совместить содержание книги со своими представлениями
Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд дошкольников. Однако не было такой педагогической теории, принципа их использования.
В XVII веке Я.А.Каменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И.Г. Пестолоции превратил этот принцип в основное средство обучения.
Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения являются научные и учебные труды К.Д. Ушинского. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности. Он писал, что «ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения».
Современная трактовка принципа наглядности включает следующие основные положения:
1. под наглядностью понимается организация чувственного познания дошкольника.
2. одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий.
Требования к воспитателю:
1. понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала.
2. определить характер использования чувственных образов на занятии, как самостоятельную сторону в развитии личности или как средство формирования абстракций.
3. решить, с помощью каких наглядных пособий или технических средств, будут формироваться и воспроизводиться на занятии чувственные образы.
4. создавать тенденции в познавательной деятельности дошкольника к представлениям.
4. Принцип научности обучения. Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включен в различные этапы формы, виды. Научное познание заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Например, от внешнего вида дерева к его внутреннему строению, размножению, обмена веществ.
Принцип научности раскрывает место научных знаний в учебном процессе; познание окружающей действительности может быть верным и неверным.
Если учебный материал вводит ребенка в мир законов, понятий, такие знания называются научными. Они имеют главенствующее значение в умственном развитии. Только они позволяют усвоить научное содержание предмета. Воспитателю необходимо понимать последовательность введения новых признаков дополнений. Особенно важно не допустить упрощенчество и примитивности на первом этапе овладения понятиями.
В процессе обучения успешно используются сказки, фантастические произведения, легенды и мифы.
Существует другой вид знаний - антинаучный или лженаучный. Эти знания противоречат идеям воспитания.
Систематическое усвоение научных знаний начинается со школы. Принцип научности обучения сосредоточил внимание воспитателя на поиск педагогики основанных путей формирования научных знаний.
Требования к воспитателю:
1. Приступая к научному обучению, нужно хорошо понимать, какую сторону опыта человечества усваивает дошкольник и как правильно ограничить переход мыслей от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.
2. Понимать влияние на развитие дошкольников научных и других видов знаний.
3. Видеть в программном материале возможности более или менее глубокого объяснения деятельности. Это дает основание творческого поиска, индивидуального подхода.
4. Знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий.