Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; про­цесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь­ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных зна­ний.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:

• формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

• деление изучаемого материала на логически связанные разделы и
блоки;

• использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей
и иных форм логического представления учебного материала;

• осуществление межпредметных связей;

• проведение уроков обобщения и систематизации;

• координация деятельности всех субъектов педагогического процесса
на основе единства требований, обеспечения преемственности в их дея­тельности.

Принцип прочности

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установлен­ные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного мате­риала зависит от объективных факторов (содержания материала, его струк­туры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избиратель­ный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важ­ный и интересный для обучаемых учебный материал.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

· обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;

· подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;

· новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счетновых обогащаются и углубляются);

· используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения.Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения;

· активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение,сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного;

· процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Принцип воспитывающего обучения

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономер­ность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздей­ствие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материа­ла, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно ис­пользовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, со­блюдает следующие правила:

· целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины;

· добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой — содержание, за явлениями — сущность, за внешними признаками — внут­реннее состояние материального мира и его закономерностей;

· использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока;

· учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял
на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях;

· уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основан­ная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелатель­ность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;

· всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;

· не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправ­ляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.

Принцип связи теории с практикой

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение науч­ных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших пу­тей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результа­тов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обу­чения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Реализации данного принципа способствуют правила:

· опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;

· показ области применения теоретических знаний;

· изучение современных технологий, прогрессивных методов труда,
новых производственных отношений;

· использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;

· применение знаний на практике;

· показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений;

· решение задач и упражнений на основе производственных достиже­ний.

Наши рекомендации