Социально-педагогические возможности СМИ
Британские специалисты провели исследование психического состояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или увидеть репортажи соответственно чернушно-негативного, положительного или нейтрального уровня. Поведение всех без исключения участников первой «чернушной» группы характеризовалось повышением беспокойства, депрессивным состоянием или просто откровенным страхом.
Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить все, что их заботит, то «у негативистов» проблем набралось гораздо больше, чем у остальных. СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу:
Положительные стороны СМИ | Отрицательные стороны СМИ |
Массовость | Однообразие в мышлении, ощущениях |
Получение знаний о мире | Иллюзия знания |
Скорость передачи информации | Нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма |
Проживание определенного жизненного опыта | Превалирование эмоции, отключение разума |
Просмотр большого количества фильмов | Привитие плохого вкуса к разным видам искусства |
Спокойная (домашняя) обстановка пользования | Иллюзия одиночества |
Изложенное требует учета особенностей информационных программ для использования в социально-педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность.
Получение информации есть естественный, единственный способ социального развития личности. В процессе социального развития у человека формируются информационные потребности. Под ними понимаются его естественные потребности в различных видах, качестве и объеме информации. Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факторов социальной активности и самореализации человека.
Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно- педагогическую культуру — один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.
Такая культура формируется прежде всего в семье с раннего возраста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного отношения к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно использовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагогической деятельностью родители способствуют оптимизации информационных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информационной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей называется педагогизацией информационной среды ребенка. Педагогизацией информационной среды занимаются также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что понимается под средствами массовой информации?
_______________________________________
2. Назовите основные виды СМИ и дайте им краткую социально-педагогическую характеристику.
____________________________________________________
3. Каковы основные функции СМИ?_____________________________________________
_______________________________________
4. Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагогическое влияние СМИ на аудиторию? ____________________________________________________
_______________________________________
5. Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влияние СМИ на аудиторию__________________________________________________________________
__________________________
6. Каковы наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека? _______________
____________________________________________________
7. Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подготовке информационных программ_____________________________________________________
_______________________________________
8. Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМИ для достижения психологического эффекта воздействия? _________________________________________
_______________________________________
9. Что понимается под информационными потребностями человека, его информационно-педагогической культурой? _____________________________________________________
____________
_____________
10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка________________
_______________________________________
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев ВТ. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
3. Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988.
4. Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреждений культуры. М., 1979.
5. Голицын ГЛ., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.
6. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979. 7. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7.
8. Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 20
Темы к семинару:
1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье.
2. Компьютерные технологии в социальном формировании личности растущего ребенка.
3. Основы культуры взаимодействия со СМИ.