Организация учебно-пространственной среды
В личностно ориентированном образовании боль-
шое значение придается организации учебно-про-
странственной среды — расположению учебных мест
в кабинете, лаборатории, мастерской. Объясняется
это следующими обстоятельствами:
1. Реализация личностно ориентированных тех-
нологий: групповых дискуссий, тренингов, органи-
зационно-деятельностных игр, бригадного обуче-
ния, метода проектов и др. — обусловливает необхо-
димость особого расположения обучаемых. В од-
них случаях участники тренинга располагаются по
кругу, в других (при групповой дискуссии) — полу-
кругом, в третьих (при проведении организацион-
но-деятельностных игр) — по 3—5 человек за одним
учебным столом. В зависимости от технологии обу-
чения выбирается такое пространственное распо-
ложение обучаемых, которое обеспечивает их пози-
тивное взаимовлияние и психологический ком-
форт.
2. Одной из важных задач личностно ориентиро-
ванного профессионального образования является
развитие таких ключевых квалификаций, как орга-
низованность, сотрудничество, коммуникатив-
ность, ответственность и др. Формирование этих
качеств требует особых технологических приемов,
одним из которых является взаимное расположе-
ние обучающихся за учебными и рабочими стола-
ми. Например, в ходе производственного обучения
слесарей при освоении основных слесарных опера-
ций обучаемые располагаются за шестигранными
слесарными верстаками. Осваивая навыки слесар-
ной работы, учащиеся имеют возможность общать-
ся друг с другом на вербальном и невербальном
уровнях, оказывать друг другу консультативную
помощь, осуществлять взаимоконтроль, вносить
коррективы в способы выполнения трудового зада-
ния друг друга.
Такое длительное (до одного учебного года) раз-
вивающее взаимодействие обучаемых исподволь
формирует профессионально значимые качества.
Ведь чтобы обучаемые в будущей профессиональной
деятельности могли сотрудничать в производствен-
ных бригадах, группах, нужна длительная психоло-
гически утонченная «инструментовка» профессиона-
льно-образовательного процесса. В каждом отдель-
ном случае в зависимости от необходимого состава
ключевых квалификаций, определяемого профессио-
нальными характеристиками, подбираются техноло-
гии обучения и проектируется учебно-пространст-
венная среда. Пример организации учебно-про-
странственной среды в производственных мастер-
ских АО «Сименс» приведен на рис. 11—131.
Рис. 11. Слесарная мастерская:
1 — учебные места для ручной металлообработки;
2 — места мастеров производственного обучения;
3 — демонстрационные столы-верстаки;
4 - заточной станок; 5 - радиально-сверлильный станок;
6 — настольные сверлильные станки
1 PETRA: Projekt und trasferorientierte Ausbildung. / R. Borretty,
E. Dotz, R. Fink, H. Holzapfel, U. Иет; Hrsg. U. Klein. - Munc-
hen, 1990. - S. 156.
3 L | 3 | ^ | 3J | Г5! | |||||
Ч | -0 | F | |||||||
< a | J< a | -0 3- | л St | a '-] р °1 ^ | "л Пг | ^ | |||
-\ | —1 | Г | F | ||||||
0 | ^ | -Q | |||||||
-a Q | Ъ\ • ц | a | ^ | С | п | Y D | |||
^ | ^ | <; | |||||||
Q. | п | D | |||||||
a | 1 | J0 i | D' | С |
Рис. 12. Учебный кабинет по электротехнике
Рис. 13. Мастерская робототехники:
1 — робот: гибкая производственная система;
2 — графопостроитель с печатным устройством;
3 — пульт управления роботом;
4 — места программистов; 5 — учебные места;
6 - верстак для ремонта; 7 – шкаф
Мы рассмотрели проектирование личностно ори-
ентированных технологий в самом общем виде, бе-
зотносительно какой-либо специальности или учеб-
ной дисциплины. Преломление этих подходов сквозь
призму практики существенно обогатит и расширит
репертуар технологий, позволит уточнить отдельные
положения, а от некоторых и отказаться. Приглаша-
ем педагогов профессиональной школы к действен-
ному критическому осмыслению инновационных
технологий профессионального образования.