Предмет, задачи методики преподавания природоведения
Vj л
Перед педагогическими вузами страны стоит задача усилить общетеоретическую подготовку будущих специалистов по всем дисциплинам, и в частности по методике преподавания, которая занимает важное место в системе методической подготовки учителя начальных классов. Изучение этого курса дает студентам глубокие и прочные знания, умения и навыки преподавания природоведения.
Важнейшей особенностью данного учебного пособия является его практическая направленность. Будущие учителя должны хорошо знать программы по природоведению, содержание учебников, их идеи и принципы построения, владеть всем многообразием форм, методов и методических приемов преподавания, уметь применять на практике знания, полученные в ходе изучения курса методики природоведения.
Учебное пособие построено по определенной системе: в нем показаны закономерности и взаимосвязи между содержанием и структурой природоведческого материала, средствами, методами, формами обучения; дается оптимальный отбор и сочетание их в учебно-воспитательном процессе.
Методика преподавания природоведения состоит из девяти глав. В первой главе даны определение методики природоведения как педагогической науки, предмет, цели, задачи и методы исследования. Во второй главе прослеживается становление методики преподавания природоведения как науки и учебного предмета, начиная со второй половины XVIII века до настоящего времени, раскрываются основные учебно-воспитательные задачи школьного курса природоведения и роль учителя начальных классов в их реализации.
В последующих двух главах пособия дан обзор содержания уроков природоведения в начальных классах в соответствии с усовершенствованной программой, определены учебно-воспитательные задачи.
В пятой главе дана характеристика материальной базы и классификация наглядных средств, необходимых для успешного осуществления обучения и трудового воспитания учащихся младших классов.
. a.-Ct,; ф-.,.- ;
••••». -v- .i -С ... -;-•.•_:-.-,-
исторь
вательной"Йки.«Л- В- МиР°нов — кандидат географических наук дл*— '
В учебнике раскр?хож1"ЛаТТ ^,1™ *¥$&$ 'началь" ных классов в малокомплектной школел' иинЖо'бенности учебно-воспитательного процесса при изучении курса «Ознакомление с окружающим миром» в I—II классах, дается характеристика содержания природоведческого материала.
С целью повышения уровня самостоятельности студентов при работе с учебным пособием к каждой главе даны задания, при выполнении которых необходимо проработать соответствующие главы учебников по педагогике и психологии. В конце каждой главы дан перечень основных вопросов для самостоятельной работы студентов.
Глава I.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
Задание. В курсе педагогики найдите ответы на следующие вопросы: какие науки входят в систему педагогических наук? Что является предметом исследования дидактики? Каковы основные категории дидактики? Вспомните основные задачи советской дидактики.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
Методика преподавания природоведения относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начальных классов природоведению, их воспитания и развития в ходе обучения.
Методика преподавания природоведения опирается на принципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономерности образования и воспитания детей. Содержание начального курса природоведения обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; следовательно, методика преподавания природоведения — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школьного предмета.
Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.
Прежде всего методика преподавания природоведения отвечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащимся младших классов? Следовательно, она исследует и разрабатывает цели обучения по начальному курсу природоведения в школе в соответствии" с уровнем развития общества на современном этапе и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития младших школьников с учетом особенностей содержания предмета. Изучение природоведения в начальной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности.
•
Методика преподавания природоведения Отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по природоведению в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построения предмета.
Вместе с тем методика преподавания природоведения отвечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания младших школьников через содержание природоведческого материала? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?
Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).