Предмет, задачи методики преподавания природоведения

Vj л

Перед педагогическими вузами страны стоит задача усилить общетеоретическую подготовку будущих специалистов по всем дисциплинам, и в частности по методике преподавания, которая занимает важное место в системе методической подготовки учи­теля начальных классов. Изучение этого курса дает студентам глубокие и прочные знания, умения и навыки преподавания при­родоведения.

Важнейшей особенностью данного учебного пособия явля­ется его практическая направленность. Будущие учителя долж­ны хорошо знать программы по природоведению, содержание учебников, их идеи и принципы построения, владеть всем мно­гообразием форм, методов и методических приемов преподава­ния, уметь применять на практике знания, полученные в ходе изучения курса методики природоведения.

Учебное пособие построено по определенной системе: в нем показаны закономерности и взаимосвязи между содержанием и структурой природоведческого материала, средствами, метода­ми, формами обучения; дается оптимальный отбор и сочетание их в учебно-воспитательном процессе.

Методика преподавания природоведения состоит из девяти глав. В первой главе даны определение методики природове­дения как педагогической науки, предмет, цели, задачи и ме­тоды исследования. Во второй главе прослеживается становле­ние методики преподавания природоведения как науки и учеб­ного предмета, начиная со второй половины XVIII века до на­стоящего времени, раскрываются основные учебно-воспитатель­ные задачи школьного курса природоведения и роль учителя начальных классов в их реализации.

В последующих двух главах пособия дан обзор содержания уроков природоведения в начальных классах в соответствии с усовершенствованной программой, определены учебно-воспита­тельные задачи.

В пятой главе дана характеристика материальной базы и классификация наглядных средств, необходимых для успеш­ного осуществления обучения и трудового воспитания учащихся младших классов.

. a.-Ct,; ф-.,.- ;

••••». -v- .i -С ... -;-•.•_:-.-,-

исторь

вательной"Йки.«Л- В- МиР°нов — кандидат географических наук дл*— '

В учебнике раскр?хож1"ЛаТТ ^,1™ *¥$&$ 'началь" ных классов в малокомплектной школел' иинЖо'бенности учебно-воспитательного процесса при изучении курса «Ознакомление с окружающим миром» в I—II классах, дается характеристика содержания природоведческого материала.

С целью повышения уровня самостоятельности студентов при работе с учебным пособием к каждой главе даны задания, при выполнении которых необходимо проработать соответствую­щие главы учебников по педагогике и психологии. В конце каж­дой главы дан перечень основных вопросов для самостоятель­ной работы студентов.

Глава I.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Задание. В курсе педагогики найдите ответы на следующие вопросы: какие науки входят в систему педагогических наук? Что является предметом исследования дидактики? Каковы ос­новные категории дидактики? Вспомните основные задачи со­ветской дидактики.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

Методика преподавания природоведения относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения являет­ся процесс обучения учащихся начальных классов природове­дению, их воспитания и развития в ходе обучения.

Методика преподавания природоведения опирается на прин­ципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономернос­ти образования и воспитания детей. Содержание начального курса природоведения обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; сле­довательно, методика преподавания природоведения — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школь­ного предмета.

Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

Прежде всего методика преподавания природоведения от­вечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащим­ся младших классов? Следовательно, она исследует и разра­батывает цели обучения по начальному курсу природоведения в школе в соответствии" с уровнем развития общества на совре­менном этапе и его социальным заказом, а также цели воспи­тания и развития младших школьников с учетом особеннос­тей содержания предмета. Изучение природоведения в началь­ной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаи­мосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности.

Методика преподавания природоведения Отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по природоведению в школе, его идеи, прин­ципы отбора фактов и построения предмета.

Вместе с тем методика преподавания природоведения от­вечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания млад­ших школьников через содержание природоведческого материа­ла? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?

Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

Наши рекомендации