Этические требования к контролю и оценке деятельности педагога
Контроль – одна из важнейших управленческих задач, определяемая, как постоянное сравнение и оценку того, что есть, с тем, что должно быть. Цель контроля – стимулирование активности сотрудников.
Контроль как управленческую функцию можно разделить на два вида:
во-первых, контроль за процессом и результатами деятельности в целом;
во-вторых, периодический контроль за деятельностью и профессионально-этическим ростом каждого сотрудника.
При контроле за деятельностью руководители часто допускаются ошибки, наиболее типичными из которых являются следующие:
- «тотальный» контроль» – постоянный контроль всего и вся – характерен для руководителей авторитарного типа, которые считают, что все, что не прошло через их руки и не было ими «критически» проверено, чревато ошибками; такой контроль делает сотрудников несамостоятельными, порождает иждивенческие настроения, создает атмосферу страха, препятствующую самореализации личности;
- контроль как проявление общего недоверия – по форме близок первому виду, однако проявляемая руководителем подозрительность, как правило, свидетельствует в данном случае о его неуверенности в собственных силах и отсутствии у него чувства собственного достоинства;
- контроль «по случаю» – связан исключительно с некоторыми инцидентами, в то время как контроль должен упреждать ошибки в работе, а не становиться их следствием;
- скрытый контроль – тайное соглядатайство, некорректное с этической точки зрения и унизительное для любого руководителя;
- контроль-проформа – свидетельствует об отсутствии у руководителя подлинного интереса к достижениям своих сотрудников;
- поверхностный контроль – близок предыдущему типу, например, контроль за присутствием сотрудника на рабочем месте вместо контроля за результатом его работы;
- отсутствие информирования сотрудников о результатах контроля – делает негативные результаты контроля бесплодными, поскольку они не становятся предметом обсуждения и поэтому не дают возможности сотрудникам сделать правильные выводы;
- поиск «козла отпущения» – косвенное признание руководителя в том, что он не справился с контролем за процессом и теперь ищет ответственного за результат.
Одной из острейших проблем контроля в коллективе выступает оценки труда специалиста, становящаяся часто причиной конфликтных ситуаций.
Оценка деятельности педагога– это подведение его конкретного действия под некий всеобщий стандарт, утверждаемый как идеал. Оценка – это применение какого-то общего положения (принципа, нормы, максимы, критерия) к частной ситуации. Суть моральной оценки заключается в соотнесении того или иного поступка педагога с понятиямидобраи зла, справедливого и несправедливого, достойного и недостойного, честного и бесчестного и т.д.
При оценивании необычайно возрастает ответственность руководителя, его умение и готовность быть объективным в оценке сотрудников. Обратим внимание на некоторые этические требования, предъявляемые к оценке поступка.
1) Оценка должна носить комплексный характер, то есть учитывать все компоненты поступка.
2) Необходимо рассматривать в неразрывном единстве мотивы действий и их последствия. На этом основании выделяют поступки 3-х основных типов – 1) моральные поступки, 2) аморальные поступки, 3) нравственно неоднородные поступки – внешне моральные (охранительно-оберегающие, корыстные) и внешне аморальные (по неведению, аффективные, «нечаянные»);
3) Необходимо рассматривать в неразрывном единстве цели и средства их достижения. Нравственным считается то средство, которое является необходимым и достаточным для достижения нравственной цели, которое не искажает ее моральной ценности. Следовательно, средства должны быть нравственными и эффективными, а цели – реальными и достижимыми. В ситуациях, когда обстоятельства жизни не дают возможности для выбора «чистых» средств, моральным регулятивом могут выступать так называемые правила наибольшего добра и наименьшего зла.
4) Моральная оценка должна быть конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых был совершен данный поступок. Учет объективных обстоятельств, повлиявших на субъектов поступка, позволяет более справедливо установить степень нравственной вины (или невиновности).
5) Необходимо учитывать эмоционально-психологическое состояние человека, совершившего поступок. Действия невменяемых оценке не подлежат.
6) Отдельный поступок должен оцениваться в контексте всей предшествующей деятельности специалиста. Важно понять, является ли конкретный поступок типичным для человека, вытекающим из его ценностных предпочтений, или нет.
Критика является формой оценки и одновременно специфическим видом помощи в решении возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем. Слово «критика» с греческого языка переводится как «искусство разбирать и судить», современное же ее толкование: «анализ, разбор, обсуждение». К сожалению, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора проблем.
Деструктивная критика – одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность его дела. Деструктивная критика основана на личных взаимоотношениях, часто на чувстве мести, она может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева.
Конструктивная критика – это критика, которая указывает на недостатки в работе, но основана она на соблюдении этических норм и правил, позволяющих не ущемлять человеческого достоинства. Такая критика приводит к результатам более высокого качества.
Вот почему умение критиковать и выслушивать критику так необходимо любому человеку независимо от положения критикующей или критикуемой стороны. Существуют следующие способы конвертации критики в конструктивную сторону:
• обдуманно выбирайте время и место для критики.
• защитите достоинство собеседника, обращайтесь с ним мягко;
• сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом;
• концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке;
• используйте молчание.
• предлагайте помощь.
• всегда старайтесь закончить разговор на позитивной ноте (Приложение 3).
Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.
Довольно часто люди в процессе их критики пытаются оправдать свои аморальные действия. С этой целью используются самые разные аргументы, наиболее типичными из которых являются следующие:
- данный поступок не выходит за рамки юридических норм, следовательно, не является аморальным (разрешено все, что не запрещено законом);
- принятое решение отвечает интересам организации или полезно для ее отдельных работников);
- о совершенных действиях никто никогда не узнает, информация о них не является доступной;
- данные действия поддерживаются начальством, поэтому в неблагоприятной ситуации оно поддержит и защитит и др.
Однако вряд ли такая «логика» позволит скрыть безнравственный характер поведения педагога.