Психолого-педагогический анализ урока
Схема педагогического анализа урока
Подготовила: Панченко Т.Ф., к.п.н., зав. Кафедрой филологии ПИППКРО
По материалам: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособ.для вузов. – 2-е изд., испр.- М.: «Академия», 2004.- с.168-169
Дата, школа, класс, ФИО учителя
Тема урока. Его место в системе уроков.
Цель урока.
Образовательные задачи урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся, какие – расширить, углубить, закрепить)
Развивающие задачи урока (какие способности учащихся развиваются средствами урока)
Воспитывающие задачи урока (формирование мировоззрения, нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов)
Содержание
1 Тип, структура урока, её целесообразность
2 Методы учебной работы:
3 Методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности
4 Характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю, отношение учащихся к учителю
5 Психолого-педагогический анализ урока
5.1 Общие сведения об уроке
5.2 Тип и структура урока
5.3 Содержание и структура урока
5.4 Качество знаний учащихся
5.5 Методы и приёмы проведения урока
5.6 Деятельность учащихся на уроке
5.7 Деятельность учителя на уроке
5.8 Выводы и предложения по совершенствованию урока
1. Тип, структура урока, её целесообразность
Содержание урока.
Гуманистическая направленность.
Системность, связь с предыдущими и последующими уроками.
Связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся.
Связь с другими предметами.
Полнота и доступность по содержанию и объёму.
Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитывающим задачам урока, его научно-теоретический уровень.
2. Методы учебной работы:
Адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для изучения нового материала, закрепления, контроля и оценки ЗУНов;
Эффективность использования наглядных пособий и ТСО;
Сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися;
Разнообразие форм работы на уроке;
Соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;
Что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и т.д.)
3. Методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности
(обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведения записей, самоконтроля и т.д.)
Дифференцированный подход, организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся
Обучающий и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений
Характеристика уровня знаний и умений учащихся
Умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся
Как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся
Характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю, отношение учащихся к учителю
(доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя),
Педагогическая культура учителя
Общая оценка урока. Степень достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. *Элементы творчества учителя. Рекомендации учителю.
Психолого-педагогический анализ урока
5.1. Общие сведения об уроке
Тип и структура урок
Содержание и структура урока
Качество знаний учащихся
Методы и приёмы проведения урока
Деятельность учащихся на уроке
Деятельность учителя на уроке
Выводы и предложения по совершенствованию урока
Дата, школа, класс, предмет, количество учащихся по списку, сколько присутствует
Какой урок по расписанию, какой урок предшествовал, какой будет следующий
Какая смена занятий
Где проводится урок: в классе, в кабинете, в лаборатории и т.д.
Обстановка в классе: чистота, освещение, проветрена ли комната, порядок в классе, готовы ли ученики к уроку
Общая реакция учащихся на начало урока (интерес, безразличие, негативизм). Организация учителем начала урока: создание установки на восприятие, осмысление работы. Восприятие им психологического состояния учащихся
Оборудование (подготовлено ли всё необходимое)
Тема урока: правильность и полнота определения целей урока (обучающей, развивающей, воспитывающей), как учащиеся узнали о цели урока
5.2. Тип и структура урока
Целесообразность их выбора
Место урока в системе занятий по курсу
Как осуществлялась связь данного урока с предыдущим
Соответствует ли структура данному типу урока, чем вызваны отклонения от структуры
Обеспечение целостности и завершённости урока. Как подведены итоги
5.3. Содержание и структура урока
Научно-методический уровень урока, его место в формировании мировоззрения
Полнота и чёткость определений понятий, формулировок, законов
Объединение знаний вокруг ключевых идей, выделение главного объекта прочного усвоения
Включение в содержание темы современных достижений науки, техники, раскрытие значения знаний для практики, их применения в быту, на предприятиях, в сфере общественных отношений
Как осуществлялись межпредметные связи, развивались интеллектуальные способности, нравственные, эстетические чувства, трудовые умения учащихся
5.4. Качество знаний учащихся
Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания предмета
Степень самостоятельности мышления учащихся, умения оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять знания в конкретной ситуации
5.5. Методы и приёмы проведения урока
Соответствие использованных методов и приёмов цели и содержанию урока, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе учителя, новаторство
Развитие познавательной активности учащихся, организация самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности, привитие учащимся интереса к учению, специфических и общеучебных умений и навыков
Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке
Характер тренировочных упражнений, их вариативность
Методика и эффективность использования на уроке ТСО, наглядности
Повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным. Приёмы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой, коллективной работы школьников на уроке
Закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.
Содержание, дозировка, индивидуализация, дифференциация и оригинальность д/з
Работа по соблюдению единого орфографического режима
Как осуществлялся учёт и оценка знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке оценок. Целесообразность сочетания индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний
5.6. Деятельность учащихся на уроке
Общая реакция на урок. Отношение к предмету, степень устойчивости внимания на разных этапах урока. Отвлечение внимания и его причины. Быстрота переключения внимания с одной задачи на другую. Приёмы, поддерживающие внимание, их эффективность. Как создавались условия, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности (чувство нового, удивление, проблемные ситуации и т.д.)
Причины забывания прошлого материала (слабое усвоение, безразличие к предмету, отсутствие рациональных приёмов запоминания)
Сформированность интеллектуальных умений (умение анализировать и осуществлять синтез, сравнивать, обобщать, делать выводы). Уровень развития мышления учащихся (наглядно действенное, наглядно образное, отвлечённое)
Уровень развития устной и письменной речи учащихся (её содержание, выразительность, образность)
В какие моменты урока в наибольшей мере проявилась волевая активность учащихся: с чем связано проявление эмоций на уроке? Действенность положительных и отрицательных эмоций
Особенность взаимодействия учащихся между собой (помощь и сотрудничество, соревнование, конфронтация)
5.7. Деятельность учителя на уроке
Восприятие психологического состояния учащихся в течение всего урока
Эффективность общения: мимика, жестикуляция, характеристика речи учителя, умение установить контакт с классом. Стиль и тон в работе. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём
Степень организации собственной деятельности и деятельности учеников. Поддержание дисциплины и порядка на уроке. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
5.8. Выводы и предложения по совершенствованию урока
Общая оценка урока по его результативности: достигнута цель или нет, выполнен ли план; объём и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Чему научил Вас урок?
Рекомендации по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. -С. 324-326.
Ход урока | Сильные стороны | Слабые стороны, ошибки |