Методы воспитания и их сущность. Классификация методов воспитания
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Процесс воспитания – процесс многофакторный, воспитательный процесс отличается длительностью, результаты не так явственно ощущаются и не так близко обнаруживают себя, непрерывность воспитательного процесса, личностные качества формируются не по очередности а комплексно, процесс воспитания имеет двусторонний характер: между педагогикой и воспитанием существует как прямая так и обратная связь.
Эффективность воспитания зависит:
1) от сложившихся воспитательных отношений(+ и -)
2) от соответствия целей и организации действий, помогающих эту цель достигнуть
3) от соответствия соц-ой практики и характера воспитательного влияния на воспитанников
4) от совокупного действия объективных и субъективных факторов
5) от интенсивности воспитания
6) от активности его участников
7) от эффективности развития и обучения
8) от качества воспитательного воздействия
9) от интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитания
10) от уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитания
11) от интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками
Цели и задачи воспитания:
Цель воспитания – это то к чему стремится педагог, воспитательный коллектив. Это необходимое условие правильного результативного эффективного воспитания. Любая воспитательная цель решается в процессе выдвинутых или поставленных задач:
1) Умственная задача – вооружение учащихся научными знаниями, стремление и желание пополнить эти знания.
2) Нравственное воспитание – формирование нравственных норм и привычек поведения, выполнение определенного свода законов, норм и обычаев, которыми руководствуются люди в своем поведении
3) Трудовое воспитание – формирование любви, уважения к труду, людям труда, а также трудовых умений и навыков.
Методы воспитания:
Метод – путь или способ. Метод воспитания – это путь выбранный педагогом для достижения намеченной цели. Кроме методов педагог использует приемы воспитания – это часть метода.
Каждый педагог использует различные методы воспитания, выбор методов зависит от следующих условий:
1) Уровень воспитанности личности, коллектива
2) Цель воспитания
3) Содержание воспитания
4) Уровень личностного развития воспитателя
5) Стиль и тон отношений в образовательном учереждении
Классификация методов воспитания
Ф. И. О. ученого | Признаки | Название метода |
Макаренко | По характеру деятельности | Объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучения, упражнения, стимулирование , торможение, руководство |
Ильина Огородников | По характеру, но более обобщенно | Убеждения, организации деятельности, стимулирование |
Бабанский | Методы воспитания на сознания чувства и поведение детей | Воздействие на сознание, формирование привычек, организация деятельности. |
Независимо от характера и признаков все ученые сходятся к следующему:
1)Необходимо иметь классификацию методов воспитания
2)Любая классификация методов воспитания должна помогать педагогу в воспитательном процессе
3)Необходимо воздействовать не только на сознание но и на эмоции, чувства, формировать привычки поведения. На современном этапе классификация методов воспитания должны формировать сознание, эмоции, чувств, привычек поведения. Наиболее удобной и современной является классификация Бабанского.
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, лекция. Цель этого метода является формирование у учащихся твердых научных знаний, нравственных ценностей.
Рассказ используется для сообщения новых знаний, беседа – используется уже когда у учащихся имеется некоторые знания о предмете разговора. Эффективность беседы зависит от актуальности темы. Диспут – спор, столкновение взглядов, как правило используется в старших классах.
Методы организации деятельности: педагогические требования, упражнения, создание воспитательных ситуаций.
Методы стимулирования поведения и деятельности: Соревнование, поощрение, наказание.