Задачи воспитания и обучения части, формируемой участниками образовательных отношений для детей возрастной категории 6-го года жизни

1. Развивать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

2. Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в ближайшем окружающем пространстве (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни).

3. Поддерживать пробуждение лингвистического отношения ребенка к слову (игры со звуками, рифмами).

4. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений.

Решение образовательных задач предусматривает:

- стимулирование инициативных высказываний ребенка, обращений к взрослому с просьбами и предложениями;

- организацию игрового взаимодействия со сверстниками, взрослыми, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия;

- поддержку пробуждения лингвистического отношения к слову (игры со звуками, рифмами, словотворчество);

- обогащение словаря ребенка наименованиями разных частей речи (существительными, прилагательными, глаголами), обобщающими словами, антонимами на основе расширения представлений о мире ближайшего окружения;

- использование в практике общения описательных мо­нологов;

- со­здание условий для стимулирования потребности ребенка в общении со сверстниками.

Содержание и средства реализации части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной области «Речевое развитие» для детей возрастной категории 6-го года жизни

Содержание Правила уважительного отношения к людям, независимо от их возраста, пола, национальной принадлежности, вероисповедания, уровня образования, социального происхождения и профессиональной деятельности. Правила этикета. Фольклор народов Урала (поэтический, литературный) для детей: сказки, считалки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки.
Средства, педагогические методы, формы работы с детьми Темы (примерные) проектной деятель­ности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома «Мы разные, мы вместе» с рисунками и рассказами детей различной этнической принадлежности, посещающих одну группу детского сада. Участие детей, родителей и педагогов в социально-значимых со­бытиях, происходящих в городе (поселке): чествование ветеранов, социаль­ные акции и прочее.
Технологии на основе деятельностного подхода Игровые педагогические технологии Педагогические технологии обучения и развития
-Педагогическая технология - метод проектов -Технология развивающего обучения -Педагогическая технология тренинга -«УСПЕХ. КАЛЕНДАРЬ» -Технология эмоционально-чувственного погружения

МОДУЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в обязательной части основной общеобразовательной программы для детей возрастной категории 6-го года жизни, направлено на:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;

- развитие музыкально-художественной деятельности.

Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в обязательной части основной общеобразовательной программы для детей возрастной категории 6-го года жизни

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Создание условий для приобретения опыта:

-непосредственного восприятия (рассматривания) произведений изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.), в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям этого возраста (мать и дитя и их взаимоотношения и др.);

-слушания произведений музыкального искусства, проявления слуховой сосредоточенности, интереса к звуку, музыкальному звуку, манипулирования с музыкальными и немузыкальными звуками;

-чтения (восприятия) художественной литературы, способствующей познанию окружающего мира, того, что в нём существует добро и зло, положительные и отрицательные герои (положительные герои побеждают отрицательных, помогают слабым, маленьким) и т. п.;

-различения элементарного характера музыки; понимания простейших музыкальных образов (лисы, медведя, зайчика и др.) в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской

-музыки;

-проявления эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные и изобразительные образы, выраженные контрастными средствами,на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.);

-узнавания знакомых песен, фрагментов музыкальных произведений и пьес, сказок, малых фольклорных форм;

-накапливания эстетических впечатлений.

Формирование элементарных представлений о видах искусства,в том числе:

-о народном искусстве (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.), о его языке, условности символичности языка народного искусства и средствах выразительности.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)

Обеспечение развития первичных представлений:

-о правилах осуществления изобразительной и конструктивно-модельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; приучаться быть аккуратными и сохранять своё рабочее место в порядке), слушания музыкальных произведений (не отвлекаться, дослушивать музыкальное произведение до конца);

-о звуковых свойствах предметов, звуковых и ритмических предэталонах (громко — тихо, высоко — низко, быстро — медленно и пр.);

-о различных материалах для изобразительной деятельности (карандаш, фломастер, восковые мелки, кисть и др.), основных способах и приёмах изобразительной деятельности;

-о пластических, конструктивных и природных материалах (бумага, глина, пластилин, пластическая масса, солёное тесто и др.), основных способах конструктивно-модельной деятельности и технических приёмах создания отдельных деталей.

Создание условий для приобретения опыта:

-ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, художественного труда, восприятия музыки и музыкального исполнительства;

-элементарного экспериментирования с изобразительными материалами; музыкальными звуками звукоизвлечения, создания элементарных образов-звукоподражаний;

-названия созданных продуктов и рассказывания о них;объединения изображённых, сконструированных предметов несложным сюжетом;

-овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в том числе участия в подвижных музыкальных и музыкально-дидактических играх; адекватного использования музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.) в группе; подбора музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов различных персонажей; исполнения основных движений (ходьба, бег, марширование и т. д.) под музыку, музыкально-ритмических движений, танцевальных движений (кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); проявления элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому (допевание мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля» и т. д.); разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения;

-овладения средствами рисования, в том числе работы с изобразительными материалами (карандашами, фломастерами, маркерами, восковыми мелками, гуашью и др.), применения способов и приёмов рабо-

-ты с кистью (обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки; своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы и, прежде чем начинать пользоваться краской другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку, после использования размещать её ворсом вверх, придав ему заострённую форму); изображения простых предметов, живых объектов и явлений окружающей действительности разной формы (округлой и четырёхугольной); передачи строения предметов, их общих признаков, относительного сходства по форме и некоторых характерных деталей образа;

-овладения средствами лепки, в том числе работы с пластическими материалами (глиной, пластилином, пластической массой); применения способов и приёмов лепки (отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их, соединять и скреплять концы вылепленного столбика; скатывать комочки в шар, расплющивать его ладонью в диск; получать полую форму путём вдавливания пальцев и др.; соединять части, прижимая одну часть к другой и при помощи пальцев оттягивая некоторые детали); передачи формы и строения простых предметов, состоящих из двух-трёх частей;

-овладения средствами аппликации: работы с готовыми бумажными формами (круг, квадрат, треугольник и др.) разных цветов и оттенков, пользования клеем (намазывать бумагу клеем с обратной стороны, лицевой стороной кверху наклеивать формы на лист, приглаживая их тряпочкой); составления простейших узоров, раскладывания готовых форм в несложном ритмическом порядке на полосе, расположения их в середине и по краям квадрата, круга; создания несложных сюжетных композиций с повторением изображения, расположения изображения на полосе и по всему листу бумаги;

-овладения средствами конструирования, в том числе работы со строительными материалами (кубик, кирпичик, пластина, призма), создания по заданному взрослым образцу элементарных простейших построек (дорожка, поезд, башенка, лесенка, забор, домик и др.), сооружения предметных конструкций, состоящих из двух-трёх основных частей (ворота, мебель, мост и др.) с использованием фотографии и схематической формы изображения, в которой переданы основные части конструируемых объектов и показана связь этих частей; выделения основных частей конструируемого объекта, различения их по величине и форме, установления пространственного расположения частей относительно друг друга и подбора для этого детали соответствующей формы и величины;

-овладения средствами художественного труда, в том числе: выполнения мелких деталей общей работы из бумаги, применения приемов и способов создания изделий с фактурной поверхностью (сминание, разрывание, скручивание).

Формы и средства развития художественно-эстетической сферы детей раннего возраста в условиях организации совместной деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности

Наши рекомендации