Как отдельные предметы уживаются друг с другом
Предметы, находясь в непосредственной близости, не безразличны друг другу. Они могут обособляться и даже зрительно «не уживаться» друг с другом. Но в сознании человека, как мы это знаем, заложено стремление «складывать» единичное в общее, как бы синтезировать всё находящееся в его поле зрения. Посуда на обеденном столе может быть подобрана случайно и удовлетворять лишь насущную необходимость, а может быть по-своему гармоничным сочетанием предметов. Поэтому-то для праздничных трапез существуют сервизы: обеденные, чайные, кофейные.
Как же добиться единства вещей, каким образом скопление вещей может стать ансамблем?
Каждый предмет ансамбля лишь часть целого, а вместе взятые, они образуют нечто вроде «семейства». Тут дело не в одинаковых размерах (сравним чайник и чашку в сервизе или стол и табурет в наборе мебели). Предметы объединяет единство основных признаков: подобная форма, подобное строение, подобные пропорции, одинаковые материалы, одинаковые цветосочетания и орнаментация.
Разберем такой общеизвестный ансамбль, как чайный сервиз.
Силуэт всех предметов (чашек, чайника, молочника, сахарницы) построен в нашем примере на сочетании полуциркульных кривых и прямых вертикалей и горизонталей. Толщина ручки неизменна, она верхним своим торцом прикреплена к краю емкости, а внизу всей плоскостью примыкает к тулову. Толщина стенок у всех предметов одинакова, они сделаны все из одного материала (фаянса, фарфора или керамики). Верхнюю часть каждого окаймляет лента одного и того же орнамента. На крышках чайника, масленки, сахарницы одинаковые шарики.
Наши комнаты иногда обставлены случайной мебелью, но большею частью заметно стремление к тому, что бы приобрести мебельный гарнитур. В принципе гарнитур мебели составляется, как и сервиз, в его основе лежит принцип единства или подобия внешних признаков.
Практически мы редко ограничиваемся собранием единообразных предметов. В их среду обязательно вторгается предмет совсем иного обличья, логически принадлежащий данной среде. Этот предмет может связываться с другими, как будто бы инородными предметами, в некоторое гармоническое целое. Их связывает контраст: одно как бы дополняет другое.
Так выглядит самовар в окружении чашек и блюдец. Нам ведь известно его назначение, он своим смыслом связан с посудой, хотя коренным образом отличается от нее своим устройством, размерами, материалом.
Предметная среда
Предметы не всегда расположены в пределах стола или комнаты: мы знаем, что есть более широкое понятие — «предметная среда». Наш взгляд охватывает пространство и разбросанные или размещенные в этом пространстве предметы.
Ансамблевость предметов в пространстве, их взаимовлияние и вместе с тем и единство в принципе сходны с тем, что мы разбирали выше, рассматривая группу предметов, сосредоточенную на ограниченной плоскости.
В производственной среде с её множеством машин и станков, размещенных в непосредственной близости один от другого, вкусовой избирательный момент практически отсутствует. Любой станок или машина — это часть очень сложного целого, основанная на определенной инженерной логике. При удачном стечении обстоятельств проектируется не только сама машина или станок, но и смежные группы оборудования. Ближе всего к нашему «идеалу» ансамблевости — создание целой производственной линии.
Обстановка общественных помещений — приемного пункта ателье, проектного бюро и т. п. — дает более широкие возможности. Здесь уже подбирают предметы, комплектуют их. Меблировка и оснащение необходимым дополнительным оборудованием — телефонными аппаратами, осветительными приборами — основа для интересных композиционных решений; разнообразными могут быть отделка стен, пола, рисунок штор. Ограниченное пространство (по сравнению с цеховым) делает значение каждого, даже незначительного, предмета существенным. В небольших служебных или производственных интерьерах есть предпосылки и для индивидуальных решений.
Глубокую связь между внешне разнородными предметами можно встретить в сфере личной жизни человека. Кроме фабричной мебели и книг, на полках есть ещё фотографии близких людей, разрозненные унаследованные или же приобретенные вещи. Всё зависит от личности хозяина, его индивидуальности, культуры, характера увлечений, вообще, от его внутреннего содержания. Если человек бессодержателен, безлик, то он и создает безликое, «размытое» вещное окружение, которое будет свидетельствовать об этом красноречивее всяких слов.
Проблема ансамбля относится и к внешнему окружению — благоустройству заводских дворов, жилых кварталов, спортивных площадок, пионерлагерей и т. п. В условиях открытого пространства человеку в такой же мере свойственна потребность в организации, упорядочении. Поэтому ничего нельзя делать отдельно — ни скамьи, ни аттракционы, ни бассейны, не думая об ансамбле.
Гармоническая среда характеризуется не только ансамблем предметов (мебели или станков, садовых камней или аттракционов), но и организацией объединяющего всё это пространство.
Пространство может быть внутри помещения, а может быть и под открытым небом, и тогда его соответственно называют открытым пространством.
На основе своего личного опыта мы умеем оценивать и сопоставлять с собой пространство, и для этого нам вовсе не обязательно обходить его, осязая его границы в буквальном смысле этого слова.
Мы очень чутки к размерам пространства, оно влияет на наше психологическое состояние. Непосредственно окружающее нас микропространство подсознательно ощущается всегда как «свое». Поэтому человек так болезненно реагирует на неожиданное вторжение в это пространство даже безобидного насекомого. В некоторых случаях тесное, закрытое пространство (кабина телефона-автомата, например) вполне устраивает человека. Эта стесненность соответствует его психологическому состоянию в момент, когда он общается с собеседником, ведя с ним интимный разговор.
Отношение человека к величине пространства имеет и личностный характер: одним тесное пространство кажется уютным, другим больше нравится простор. Император Петр I, человек громадного роста, очень любил низкие потолки и тесные комнаты — для него так и строили. Но чаще теснота — на работе и дома — нервирует человека.
При разных склонностях людей, разнице в их предпочтениях и вкусах существуют и усредненные величины и нормы. Так, человека обычно удовлетворяет площадь порядка 9 м2, и он чувствует себя в ней естественно. Если помещение больше 50 м2, то человек его уже не воспринимает целиком и оно зрительно распадается на отдельные фрагменты.
Если предмет удален не далее чем на 30 метров, то он ещё находится в сфере непосредственного восприятия человека. Поэтому городок с таким порядком величин кажется уютным.
Но в современных городах расстояния, измеряемые километрами,— обычное явление. Огромные масштабы искусственной среды могут подавлять, человек чувствует себя в таком пространстве неуютно. Вот почему архитекторы в стремлении удовлетворить естественную потребность человека в гармоничном восприятии пространства расчленяют фасады домов, разбивают протяженные улицы на более мелкие отрезки, чтобы как-то зрительно приблизить их к человеку.
Пространство имеет много самых различных характеристик: оно может быть длинным и коротким, высоким и низким, широким и узким и т. д. Пространство может быть замкнутым (ограниченным стенами, потолком), может быть замкнутым не полностью, как лоджия дома например.
Зрительно ограничивать пространство могут не только стены, но и любые предметы — мебель в интерьере, деревья или скамьи в открытом пространстве. Они играют роль воспринимаемых органами зрения рубежей. Человеческое сознание как бы складывает их и, опираясь на них, создает зрительные границы пространства. Эта активная внутренняя работа зрителя переходит здесь в определенное эстетическое переживание.
Между родом деятельности, связанным с ним психологическим настроем, с одной стороны, и формой пространства — с другой, есть определенная связь.
Близость объекта вызывает напряжение органов зрения и соответствующее нервно-психическое состояние человека. Поэтому, находясь в замкнутом пространстве, человек по-разному относится к удаленным или, наоборот, близким от него предметам или плоскостям. Удлиненная форма помещения получает направленность вдоль своей продольной оси. Считается, что при соотношении сторон меньшем чем 1:2, пространство статично. Когда же это соотношение больше чем 1:2, то пространство побуждает к передвижению вдоль помещения.
С другой стороны, состояние человека обусловлено той или иной работой, которой он занят. Если он пишет, считает, рукодельничает, занимая при этом определенное место, то в этой ситуации статическое пространство будет соответствовать его психическому состоянию: человек нуждается в прочной ориентации в пространстве, ощущая его размеры, расстояние от его границ и свое положение в этом пространстве. Ему хочется находиться как бы в четкой системе координат, хорошо чувствуя невидимые, находящиеся за его спиной предметы, расстояние до них. Ощущение стабильности усиливается криволинейными, выгнутыми очертаниями предметов сзади сидящего, а также близостью к стене.
Занимаясь статичной работой (письмом или тем же рукоделием) и находясь при этом в вытянутом, побуждающем к движению помещении, человек будет испытывать на себе противоречие между формой пространства и родом своей деятельности, а в связи с этим и со своим состоянием. Это рождает чувство неудовлетворенности, дискомфортности.
Итак, предметный мир мы всегда воспринимаем в той или иной пространственной среде, имеющей свои характеристики. Предметы и пространство связаны между собой не только практическим смыслом, но и общей выразительностью. Пространство как бы экспонирует предметы, показывая их в определенном аспекте — на расстоянии, под каким-то углом, при определенном освещении, в соседстве с другими предметами. Будем ли мы рассматривать тот или иной предмет в состоянии движения или покоя, стоя или сидя — может быть также продиктовано характером пространства.
Связь формы предмета и формы пространства можно проследить более или менее зримо и в жилом интерьере, и в городском парке.
Таким образом, создание гармонически слаженной предметной среды соединяет в себе две задачи: создание ансамбля предметов (мебели и станков, садовых скамей и детских аттракционов) и осмысление самого пространства (цеха, комнаты, парка и детской площадки).
Что такое эргономика
Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, обращение с ними требует своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям человека и его особенностям.
В эпоху ремесленного производства приспособление орудий труда к человеку и человека к орудиям труда было стихийным. Простая деревенская прялка соразмерялась с величиной руки и высотой туловища, расстояние от глаза пряхи до нити было выверено. Инструмент подгонялся по руке, от него требовалась привычная «прихватистость», каждый бугорок рукоятки был ремесленнику знаком. Человек, в свою очередь, приноравливался к инструменту или приспособлению. В этом заключались освоение ремесла, сноровка, опыт. Совершенствование инструментов и первых машин шло постепенно.
Со временем количество машин увеличивалось, они становились всё более и более сложными, а человек на производстве стал выполнять несколько иные, чем прежде, функции. Раньше его работа носила скорее механический характер и как бы дополняла некоторые органы машины или устройства (вспомним движения токаря или штамповщика). Современная машина, станок меньше всего требуют механической помощи, ими скорее управляют. Рабочего постепенно заменяет оператор; он, подобно полководцу, дает в зависимости от ситуации ту или иную команду, а всю механическую работу делает сама машина.
Даже хорошо знакомые нам средства передвижения стали неизмеримо сложнее. Управление автомобилем просто нельзя сравнить с управлением современным самолетом; новейший металлорежущий станок имеет кнопочное управление, а оператор только следит за его работой и, нажимая на кнопки или тумблеры, дает соответствующую команду. Если сравнить проигрыватель с аналогичным проигрывателем десятилетней давности, то станет очевидной несоизмеримость их сложности: раньше, кроме переключателя скорости, регулятора звука и кнопки включения, никаких органов управления не было, теперь же их около десяти.
В большинстве случаев информация сосредоточена на пульте управления. Сюда идут сигналы от машин, отсюда посылаются команды. Сигнальные лампочки, кнопки, тумблеры непосредственно связывают весь сложный организм машины или целого комплекса с оператором.
С пульта идет управление целыми цехами, энергосистемами, поточными линиями. И ответственность человека в этой системе необычайно велика. От него требуется одновременно и точность, и быстрота реакции, и безошибочность действий, связанных со значительным нервным и психическим напряжением.
Для того чтобы обеспечить оптимальные условия работы, наибольшие удобства обращения с машиной или прибором, были привлечены ученые — математики, биологи, врачи. Они стали заниматься исследованиями трудовой деятельности человека, его нераскрытыми психофизическими ресурсами и возможностями.
Уже несколько десятилетий назад, в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики, основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им. Стали появляться книги и статьи по этим вопросам. Кроме исследований общетеоретического порядка, проектировщики стали располагать конкретными методическими указаниями.
Эргономика многогранна: она рассматривает прежде всего инженерную психологию, которая изучает условия работы в разных ситуациях. Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей. Изучение психологических факторов ведется и в таких как будто бы элементарных ситуациях, как спорт или игры детей.
Известно, что большую часть информации человек получает посредством зрения. Поэтому первостепенную важность имеет знание закономерностей зрительного восприятия. Органы зрения воспринимают предметы в пределах так называемого зрительного поля, а это поле имеет несколько зон. Наиболее четкое восприятие — в зоне центрального зрения (до 3°), в то время как зона эффективной видимости достигает 30°, и в этих пределах восприятие ещё достаточно. Но глазное яблоко двигается, и обзор фактически увеличивается до 60°. Всё это нужно знать для правильного расположения информации на пульте управления, для остекления кабины водителя автомобиля и т. п.
Так как в центре зрительного поля чувствительность глаза несравненно выше, чем на периферии, то всё наиболее важное помещается именно в этих пределах. Современная наука располагает целым рядом других данных об особенностях зрительного восприятия человека, о непроизвольных движениях глазного яблока и их закономерностях, о корректировке в сознании человека всего того, что воспринимается органами зрения, и т. д.
Другой составной частью эргономики является антропометрия — система измерений человеческого тела. Она уже давно стала необходимой для проектирования. Как без нее рассчитать высоту сиденья, наклон спинки, расстояния до рычагов и педалей? Но среднестатистические размеры человека, его рук, ног, головы сами по себе мало что могут дать проектировщику, так как в процессе работы человек меняет свою позу. Поэтому проводится анализ положения тела при разных наклонах, поворотах, изгибах рук и ног.
Часто пользуются специальным манекеном, роль суставов у которого выполняют шарниры. Такому манекену можно придать практически любую позу и при его помощи проверять расстояние и габариты, пределы и границы предметов.
Во время физической работы человек находится в движении. Это движение частей его тела называется моторика. Оказывается, что далеко не безразлично, куда именно направлено движение: вверх или вниз, вправо или влево. Врачи и физиологи определили, например, что окончание движений должно совпадать с началом следующего цикла, что кругообразные движения рук из-за шарнирной их связи с туловищем эффективнее, чем прямолинейные, и т. д. Много совершенно неизвестных нам особенностей имеет связь скорости движения с точностью: исследования показали, что закругленные движения быстрее, чем прямолинейные, в направлении к телу они быстрее, чем от тела, и т. п., а точность движений сидящего человека выше, чем стоящего.
Вся эта информация обобщена и сведена в специальные таблицы, стандарты и рекомендации. Но, как показывает жизнь, этих данных для проектирующих новые машины, механизмы недостаточно. Поэтому, когда создаются сложные системы, то сооружают опытный стенд, модель в натуральную величину и на ней самым тщательным образом выверяют условия работы. Оказывается, что только так можно добиться оптимального решения, которое ложится в основу проекта.
Эргономика призвана не только совершенствовать производство, но и преследует гуманные цели: сделать труд человека легче, снять утомление, создать комфортные условия работы. Но для этого следует продумать не только машину, но и решить всю производственную среду: рабочую комнату, лабораторию, цех.
Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенности её восприятия. Основанный на них процесс создания гармонических форм-композиций не только служит для проектирования экономически целесообразных устройств, машин, но и для утверждения эстетического начала в трудовой деятельности человека и его быте. Очень важно, что внешние качества отдельного предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармонической предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни предметов в пространстве.
* * *
Заключение
Закрыв книгу, читатель, возможно, станет уверенным в том, что теперь в области дизайна ему всё понятно и доступно, что никаких проблем не существует. Но это не так. Может ли человек сразу изменить свои вкусы? Научиться отличать плохое от хорошего? Вряд ли. Уровень понимания и глубина чувства, повышение личного вкуса связаны в первую очередь с общей культурой человека, с приобщением его к искусству в самом широком смысле этого слова, притом не только к живописи, скульптуре и архитектуре, но и к литературе, поэзии и музыке. Все их непреходящие эстетические ценности аккумулируются в сознании человека в зависимости от его личных способностей и целеустремленности и реализуются уже в сфере предметного мира. Всё это дается не сразу. При любой возможности нужно размышлять, смотреть, слушать, наблюдать. Внимательно. Постоянно. Человек развивается во времени.
Эстетику предметного мира нельзя отделить от всего остального, «музы ходят хороводом», говорили древние. Только встав на иную, более высокую ступень понимания и чувства, можно сделать свое видение окружающего нас предметного мира более совершенным.
Еще сложнее проблема нашего личного участия в организации предметной среды, проблема дизайнерской «самодеятельности». Книга, конечно, не может заменить планомерную учебу в специальной школе и личное общение в профессиональной среде. Всё, что связано с искусством, познается в конечном счете личным опытом. Недаром обучение проектировщиков-архитекторов и дизайнеров основано на беспрерывных упражнениях и общении с педагогами в процессе выполнения творческих заданий (так же как у музыкантов и живописцев, танцоров и скульпторов). Учебное проектирование — та основа, без которой немыслимо формирование квалифицированного дизайнера.
Никакая наука не может заменить естественное эстетическое чувство, хотя тяга к поискам законов прекрасного в той или иной мере существовала всегда. Поэтому на учебу, на школу нельзя смотреть как на безусловную гарантию всестороннего совершенствования человека.
Теперь о другой крайности — о неверии в возможность расширения своего кругозора, понимания дизайна и его содержания, а тем более в возможность успешного выполнения какой-нибудь дизайнерской задачи собственными силами, чего-нибудь эстетически приемлемого.
Отказаться от «эстетического контроля» практически нельзя. Каждый из нас так или иначе обживает среду — бытовую или производственную, личную и общественную. Это норма жизни современного человека. Только делают это лучше или хуже, красиво и осмысленно или уродливо и нерационально. Вне зависимости отличных наших данных и условий, способствующих или препятствующих делу, мы так или иначе участвуем в создании нашего предметного окружения.
Для развития человека нужно время, и это всецело относится и к нашей проблеме. Пусть не огорчают поначалу трудности и неудачи — первые опыты не всегда бывают успешными. Не забывайте, что только невежды бесконечно уверены в себе и не признают критики.
Нужно неустанно шлифовать свой вкус, всматриваться и вслушиваться во всё красивое, созданное природой и человеком. Самовоспитание и самосовершенствование рано или поздно дадут свои плоды. Тогда станет понятнее, как много прекрасных свойств еще таит в себе как будто бы так нам знакомый предмет, как многое с ним связано, сколько нужно чутья, интуиции и фантазии прибавить к рациональности и простому здравому смыслу.
В пределах небольшой книжки нельзя «объять необъятное». Многое осталось вне поля зрения — тема предметного мира безгранична. Авторы могут претендовать лишь на то, что их труд возбудил в читателе интерес к самой проблеме.
Именной указатель
Б
Беренс, Петер
Behrens, Peter
1868–1940
Крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, признанный мастер строгого модерна, один из основоположников современного дизайна. Был одним из основателей германского «Веркбунда», ассоциации художников и ремесленников, ориентированных на крупно-серийное промышленное производство.
Бернштейн, Николай Александрович
1896–1966
Российский психофизиолог, создатель концепций «физиологии активности» и уровней построения движений. Автор трудов по проблемам психофизиологии трудовых, спортивных и др. движений и действий в норме и патологии, психологии труда, кибернетики и др.
Берн-Джонс, Эдвард Коли
Burne-Jones, Edward Coley
1833–1898
Английский художник, благодаря которому, влияние «прерафаэлитов», связанное с именем Уильяма Морриса, было длительным и породило другое течение — «Высокое искусство», которое обратилось к сюжетам древней английской истории.
Браун, Форд Мэдокс
Brown, Ford Madox
1821–1893
Английский художник. Был тесно связан с течением «прерафаэлитов» как первый наставник и друг двух его лидеров — Д. Г. Россетти и У. Х. Ханта.
Брейер, Марсель
Breuer, Marcel
1902–1981
Венгерский архитектор и дизайнер. В возрасте 22 лет стал деканом факультета мебели школы «Баухауз», где основал массовое производство мебели, используя стальные изгибы труб в качестве каркаса.
В
Вальднер, С
Ван де Вельде, Анри
Van de Velde, Henry
1863–1957
Лидер модерна в Бельгии, яростный критик эклектики. Добивался стилистического единства архитектуры, мебели и убранства. Автор многочисленных интерьеров в Германии. Основал Веймарскую школу искусств и ремесел и Высшую национальную школу архитектуры и прикладного искусства. Автор «Формул современной эстетики».
Васнецов, Виктор Михайлович
1848–1926
Российский художник, делавший упор на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. Член Товарищества передвижников. Своей живописью в зрелый период Васнецов предвосхитил получивший позже распространение в России стиль «модерн».
Веснины, Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович
1880–1933 (Леонид)
1882–1950 (Виктор)
1883–1959 (Александр)
Российские архитекторы, братья. Возглавляли направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы.
Врубель, Михаил Александрович
1856–1910
Российский художник, наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике. В искусстве серебряного века представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение не только идеи модерна и символизма, но и зачатки новых художественных направлений.
Г
Гаккель, Яков Модестович
1874–1945
Российский инженер. Спроектировал и построил ряд самолетов, тепловозов. Предложил ряд изобретений в области тепловозной и электрической тяги. В ЛИИЖТ был деканом механического факультета. Удостоин звания Заслуженного деятеля науки и техники России.
Гропиус, Вальтер
Gropius, Walter
1883–1969
Немецкий архитектор. Работал в мастерской Петера Беренса. Вместе с Адольфом Мейером работал над дизайном фабрики Фагус в Альфельде. Эта конструкция из стекла и стали сейчас считается одним из ранних примеров поистине современной архитектуры. Был директором школы «Баухауз». Работал в соавторстве с английским архитектором Максвеллом Фраем.
Д
Долматовский, Юрий Аронович
1913–1999
Российский дизанер и конструктор. Основатель отечественного автомобильного дизайна, автор десятков книг по истории автомобиля, переведенных на языки народов мира. Известен как автор советских концепт-каров, в частности, он создал первый отечественный минивэн.
З
Зайцев, А И
К
Кандинский, Василий
1866–1944
Российский художник, один из основателей абстрактного искусства. Был активным сторонником авангарда. Создал объединение «Синий всадник». Преподавал в школе «Баухауз», после чего его живопись стала более геометрической.
Клее, Пауль
Klee, Paul
1879–1940
Швейцарский художник миниатюрист. Один из лидеров экспрессионизма, входил в объединение «Синий всадник». Тяготел к абстрактному искусству, к музыкальности колористичных созвучий. Преподавал в школе «Баухауз».
Л
Лисицкий, Лазарь Маркович
1890–1947
Российский архитектор и художник, известный под псевдонимом Эль Лисицкий. Был членом группы еврейских художников (в которую входил и Шагал), поставившей целью создание национального еврейского искусства в России. После встречи с Малевичем отдал предпочтение конструктивизму. Работал главным образом в промышленном дизайне и топографии.
Леонидов, Иван Ильич
1902–1959
Российский архитектор. Представитель конструктивизма, разрабатывал формы, отвечающие социальным задачам архитектуры.
М
Мальдонадо, Томас
Maldonado, Tomas
г. р. 1922
Итальянский педагог, живописец и дизайнер, публицист. Автор большого числа картин, дизайнерских разработок, статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. Мальдонадо ввел и развил принцип системного подхода в дизайне. Известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники.
Малютин, Сергей Васильевич
1859–1937
Российский художник, академик. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант Малютина своеобразно проявился и в архитектуре. Во всех своих работах художник проявил редкую самобытность. Все, что было сделано Малютиным, заложило хороший фундамент для дальнейшего развития русской художественной промышленности.
Мамин, Яков Васильевич
1873–1955
Российский конструктор-механик. Изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения. Изобрел 2-лемешный плуг, пожарный насос, 1-й в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия и мн. др. Открыл свою мастерскую.
Мейер, Ганнес
Meyer, Hannes
1889–1954
Швейцарский архитектор. Был близок к голландской группе «Де-Стейл» и к Ле Корбюзье, активно пропагандировал принципы функционализма. Стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространственной композиции здания, логически следующей из системы функциональных процессов. Был директором школы «Баухауз».
Мис ван дер Роэ, Людвиг
Mies van der Rohe, Ludwig
1886–1969
Наряду с Гропиусом и Ле Корбюзье,— ведущая фигура современной архитектуры XX в., в равной степени немецкий и американский архитектор. Работал в мастерской Петера Беренса. Выступил с проектом стеклянных небоскребов. Сменил Гропиуса в роли директора «Баухауза». Был деканом архитектурного факультета и автором кампуса Иллинойского технологического института. Автор жилых небоскребов на Лейк Шор Драйв в Чикаго и Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке.
Моголи-Надь, Ласло
Moholy-Nady, Laszlo
1895–1946
Венгерский мастер фотоискусства, художник и скульптор. Создавал экспрессивные фотопортреты, политические фотомонтажи, пространственные композиции, оказавшие влияние на практику дизайна.
Мондриан, Пит
Mondrian, Piet
1872–1944
Датский художник. Его ранние пейзажи были выдержаны в реалистической манере. Позднее стал использовать яркие краски и пришел к символизму. Развивал идеи кубизма в абстрактной манере. Вместе с Десбургом основал «Де-Стейл». Развивал радикальный абстрактный стиль, который принёс ему наибольшую известность.
Моррис, Уильям
Morris, William
1834–1896
Английский поэт, художник, декоратор и отчасти — социальный реформатор. Инициатор создания компании, в которой Моррис (совместно с Д. Г. Россетти, Берн-Джонсом и др.) руководил созданием рисунков для обоев, обивки и драпировок, гобеленов и образцов книжного оформления. Компания оказала огромное влияние на художественную культуру конца XIX в., создавая основу становления стиля «модерн». Основал Общество сохранения древних построек. Как организатор Социалистической лиги, Моррис сыграл существенную роль в формировании социальной ориентированности архитектурного авангарда, хотя сам художник видел цель в преодолении разрыва между трудом и искусством посредством возрождения средневекового ремесла. Был ведущим организатором английского Движения искусств и ремёсел, под влиянием которого в Германии возник «Веркбунд».
Мутезиус, Герман
Muthesius, Hermann
1861–1927
Немецкий архитектор. Теоретик архитектуры рационалистического течения. Был близок идеям Движения искусств и ремёсел, основанного У. Моррисом. Основал союз «Веркбунд», целью которого были поддержка и развитие прикладного искусства, художественных ремесел и нового «промышленного искусства», или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции.
Н
Нельсон, Джордж
Nelson, George
1907–1986
Американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. Для его работ характерны цельность формы, обобщенное решение деталей с использованием модульных элементов, яркие локальные цвета. В своих теоретических работах Нельсон отстаивал широкие позиции дизайна как гуманитарной и художественной профессии. Он подчеркивал, что основные силы дизайнеров должны быть сосредоточены на задачах, диктуемых социальной необходимостью, и что цели дизайна находятся в тесной зависимости от уровня развития культуры и цивилизации.
П
Понти, Джио
Ponti, Gio
1891–1979
Итальянский дизайнер и архитектор. Отстаивал идею «суперискусства», объединяющего все виды деятельности в создании искусственной среды. Его работы отличаются лаконизмом, экономичностью.
Попова, Любовь Сергеевна
1889–1924
Российская художница, одна из самых ярких фигур русского художественного авангарда, активная сотрудница Инхука, прошла путь от постимпрессионизма и кубизма к конструктивизму, от картины к театрально-декорационному искусству и дизайну (рисунки для тканей). Её манера выделяется монументальной строгостью ритмического построения форм, впечатляющей внутренней дисциплиной линий и колорита.
Р
Рёскин, Джон
Ruskin, John
1819–1900
Английский писатель, теоретик искусства. Его романтический протест против современного общества обусловил его призыв к возрождению средневековых форм организации художественного творчества и ремесел. Идеолог «прерафаэлитов». Произведения Рёскина о проблемах культуры отличаются изысканностью слога.
Родченко, Александр Михайлович
1891–1956
Российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Входил в объединение Левый фронт искусства (ЛЕФ), представитель конструктивизма и производственного искусства, оформитель книги, один из зачинателей рекламы в СССР, фотомонтажа.
С
Салливен, Луис
Sullivan, Louis
1856–1924
Американский архитектор, ведущая фигура Чикагской школы. Работал в сотрудничестве с Данкмаром Адлером и впервые освободил высотные здания со стальным каркасом от ранее считавшегося необходимым классицистского декора. Высказывание Салливена «форма следует за функцией» стало крылатым, однако в собственной практике Салливен отнюдь не стремился к отказу от декора и всю жизнь разрабатывал оригинальные и сложные орнаменты.
Самойлов, Вениамин
Страхов, П
Т
Татлин, Владимир
1885–1953
Российский художник, изобретатель, ведущая фигура конструктивизма. Автор модели «Башни III Интернационала», включавшей в абстрактную ажурную скульптуру вращающиеся с разной скоростью объемы. Наряду с рисунками Сант-Элиа, макет Татлина чрезвычайно мощно повлиял на воображение художественного авангарда XX в.
Ф
Фенингер, Лионель
Feininger, Lyonel
1871–1956
Немецкий и американский художник. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал с школой «Баухауз». В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, «готических» пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.
Ш
Шехтель, Федор Осипович
1859–1926
Российский архитектор, ведущая фигура русского модерна. Автор реконструкции и оформления МХАТ, особняка Рябушинского, здания Ярославского вокзала, конторских и промышленных зданий, десятка особняков, включая собственный дом-мастерскую. Отличался как богатством пластической фантазии, так и глубокой проработанностью функционального решения, подчиненного идее комфорта.
Шухов, Владимир Григорьевич
1853–1939
Российский инженер, изобретатель, ученый. Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д.