Объем дисциплины и виды учебной работы. Дисциплина изучается студентами в 5-6 семестрах третьего года обучения по программам бакалавриата
Дисциплина изучается студентами в 5-6 семестрах третьего года обучения по программам бакалавриата. Всего на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них: 34 часа – лекционные занятия, 32 часа – практические занятия, 6 часов – лабораторные работы, 72 часа – самостоятельная работа студентов по разделам и темам дисциплины. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 5 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лаб. работы | ||||
1. | Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития | - | |||||
1.1. | Системно-информационный подход в обучении | - | |||||
1.2. | Деятельностный подход в обучении | ||||||
1.3. | Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении | - | |||||
1.4. | Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования | - | |||||
2. | Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система | ||||||
2.1. | Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность | ||||||
2.2. | Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении | - | |||||
2.3. | Технологии и методики обучения в специальном образовании | ||||||
2.4. | Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении | - | |||||
2.5. | Роль педагога-дефектолога в системе специального образования | - | - | ||||
3. | Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования | ||||||
3.1. | Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска» | ||||||
3.2. | Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная | - | |||||
3.3. | Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ | ||||||
3.4. | Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ | ||||||
ИТОГО |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практические | ||||
1. | Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития | |||||
1.1. | Системно-информационный подход в обучении | |||||
1.2. | Деятельностный подход в обучении | |||||
1.3. | Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении | |||||
1.4. | Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования | |||||
2. | Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система | |||||
2.1. | Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность | |||||
2.2. | Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении | |||||
2.3. | Технологии и методики обучения в специальном образовании | |||||
2.4. | Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении | |||||
2.5. | Роль педагога-дефектолога в системе специального образования | |||||
3. | Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования | |||||
3.1. | Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска» | |||||
3.2. | Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная | |||||
3.3. | Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ | |||||
3.4. | Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ | |||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РазделI. Научные основы процесса обучения
1.1. Системно-информационный подход в обучении. Человек как информационная система. Взгляды П.К. Анохина и его последователей на системный характер деятельности организма человека. Роль информации в становлении и развитии психики человека. Значение информации в обучении и развитии ребенка. Способности ребенка (теория способностей Теплова). Интеллект ребенка: интеллектуальные различия и их обусловленность наследственным характером созревания нейронных систем (нейронная теория), интеллект ребенка и его зависимость от скорости периферической нервной проводимости нейрона (СПНП).
1.2. Деятельностный подход в обучении. Разработка теории деятельностного подхода в Российской педагогике и психологии (Выготский, Леонтьев, Мерлин, Давыдов, Занков, Эльконин и др.). Теория Выготского о зонах развития. Теория Пиаже о ступенчатом характере развития ребенка в процессе деятельности.
1.3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. Индивидуальный характер способностей ребенка и их учет в процессе обучения. Психология индивидуальности (Мерлин) и процесс развития ребенка. Индивидуальный подход в обучении как основополагающий принцип и его реализация. Индивидуальные способности детей с ОВЗ и их развитие.
1.4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. Теория компенсации и ребенок с дефектом (Адлер, Выготский). Понятине «коррекции» в российской специальной педагогике. Коррекционная напрпавленность в обучении детей с ОВЗ. Предметные области коррекции и ее механизмы.
Раздел II. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система
2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. Характеристика потребностей у детей с ОВЗ и процесс их удовлетворения. Биосоциальная природа потребностей в развитии детей с ОВЗ. Наличие дефекта и его учет в процессе получения образования и организации обучения.
2.2. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. Своеобразие принципов обучения в специальных образовательных учреждениях: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности в обучении, социально-адаптирующего образования, развития средств специального образования: мышления, языка, коммуникации, дифференцированного и индивидуального подхода, необходимости специального педагогического руководства.
2.3. Технологии и методики обучения в специальном образовании. Формы организации учебного процесса в зависимости от технологии. Технология как процесс, направленный на достижение планируемого результата обучения. Методы обучения. Взаимозависимость между технологиями и методами. Технологические модели в обучении.
2.4. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. Формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Средства обучения.
2.5. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. Специфика профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Антропологический и деонтологический принципы как основа подготовки дефектолога. Ведущая роль педагога-дефектолога при обучении детей в образовательном учреждении.
Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования
3.1. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска». Основные направления МСП-патронажа: разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для детей, находящихся вне рамок образовательного пространства, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, реализация программ для обучения родителей, обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации детей, реализация современных педагогических технологий, направленных на обучение и социализацию, поддержка общественно-педагогических инициатив, привлечение средств массовой информации к пробемам образования и социализации детей с ОВЗ.
3.2. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная. Система дошкольного образования детей с ОВЗ, школьная система специального образования. Профориентация, профессиональная подготовка и профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.
3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. Понятие «адаптации». Научные подходы в решении проблемы социально-трудовой адаптации. Механизм процесса адаптации.
3.4. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ. Социально-педагогическая помощь и социально-педагогическая деятельность. Структура социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ. Государственная политика в области социальной помощи лицам с ОВЗ.