Объем дисциплины и виды учебной работы. Дисциплина изучается студентами в 5-6 семестрах третьего года обучения по программам бакалавриата

Дисциплина изучается студентами в 5-6 семестрах третьего года обучения по программам бакалавриата. Всего на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них: 34 часа – лекционные занятия, 32 часа – практические занятия, 6 часов – лабораторные работы, 72 часа – самостоятельная работа студентов по разделам и темам дисциплины. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 5 семестре.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лаб. работы
1. Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития         -  
1.1. Системно-информационный подход в обучении -
1.2. Деятельностный подход в обучении    
1.3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении -
1.4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования -
2. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система            
2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность
2.2. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении -
2.3. Технологии и методики обучения в специальном образовании
2.4. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении   -
2.5. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования - -
3. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования            
3.1. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска»
3.2. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная -
3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ  
3.4. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ  
  ИТОГО

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические
1. Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития          
1.1. Системно-информационный подход в обучении  
1.2. Деятельностный подход в обучении      
1.3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении  
1.4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования  
2. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система          
2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность  
2.2. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении  
2.3. Технологии и методики обучения в специальном образовании  
2.4. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении      
2.5. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования      
3. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования          
3.1. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска»  
3.2. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная  
3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ  
3.4. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ      
  ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РазделI. Научные основы процесса обучения

1.1. Системно-информационный подход в обучении. Человек как информационная система. Взгляды П.К. Анохина и его последователей на системный характер деятельности организма человека. Роль информации в становлении и развитии психики человека. Значение информации в обучении и развитии ребенка. Способности ребенка (теория способностей Теплова). Интеллект ребенка: интеллектуальные различия и их обусловленность наследственным характером созревания нейронных систем (нейронная теория), интеллект ребенка и его зависимость от скорости периферической нервной проводимости нейрона (СПНП).

1.2. Деятельностный подход в обучении. Разработка теории деятельностного подхода в Российской педагогике и психологии (Выготский, Леонтьев, Мерлин, Давыдов, Занков, Эльконин и др.). Теория Выготского о зонах развития. Теория Пиаже о ступенчатом характере развития ребенка в процессе деятельности.

1.3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. Индивидуальный характер способностей ребенка и их учет в процессе обучения. Психология индивидуальности (Мерлин) и процесс развития ребенка. Индивидуальный подход в обучении как основополагающий принцип и его реализация. Индивидуальные способности детей с ОВЗ и их развитие.

1.4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. Теория компенсации и ребенок с дефектом (Адлер, Выготский). Понятине «коррекции» в российской специальной педагогике. Коррекционная напрпавленность в обучении детей с ОВЗ. Предметные области коррекции и ее механизмы.

Раздел II. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система

2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. Характеристика потребностей у детей с ОВЗ и процесс их удовлетворения. Биосоциальная природа потребностей в развитии детей с ОВЗ. Наличие дефекта и его учет в процессе получения образования и организации обучения.

2.2. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. Своеобразие принципов обучения в специальных образовательных учреждениях: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности в обучении, социально-адаптирующего образования, развития средств специального образования: мышления, языка, коммуникации, дифференцированного и индивидуального подхода, необходимости специального педагогического руководства.

2.3. Технологии и методики обучения в специальном образовании. Формы организации учебного процесса в зависимости от технологии. Технология как процесс, направленный на достижение планируемого результата обучения. Методы обучения. Взаимозависимость между технологиями и методами. Технологические модели в обучении.

2.4. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. Формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Средства обучения.

2.5. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. Специфика профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Антропологический и деонтологический принципы как основа подготовки дефектолога. Ведущая роль педагога-дефектолога при обучении детей в образовательном учреждении.

Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования

3.1. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска». Основные направления МСП-патронажа: разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для детей, находящихся вне рамок образовательного пространства, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, реализация программ для обучения родителей, обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации детей, реализация современных педагогических технологий, направленных на обучение и социализацию, поддержка общественно-педагогических инициатив, привлечение средств массовой информации к пробемам образования и социализации детей с ОВЗ.

3.2. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная. Система дошкольного образования детей с ОВЗ, школьная система специального образования. Профориентация, профессиональная подготовка и профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. Понятие «адаптации». Научные подходы в решении проблемы социально-трудовой адаптации. Механизм процесса адаптации.

3.4. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ. Социально-педагогическая помощь и социально-педагогическая деятельность. Структура социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ. Государственная политика в области социальной помощи лицам с ОВЗ.

Наши рекомендации