Взаимодействие социальных институтов в управлении начальной школой
Государственно-общественная система управления образованием. Понятие социальных институтов. Направления взаимодействия образовательной системы и социальных институтов. Социальные партнеры образовательного учреждения. Организация педагогического взаимодействия с родителями учащихся начальных классов как фактор управления образовательными системами. Технологии работы с семьей младшего школьника.
6. Деловое администрирование в практике работы руководителя начальной школыОценка качества образовательных услуг. Современные подходы к понятию «образовательная услуга». Решение проблем управления изменениями. Управление качеством образования по результатам. Управление заинтересованными сторонами. Работа с персоналом. Информационные потоки в организации. Управление временем сотрудников. Индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением. Управленческая культура руководителя начальной школы. Управленческое общение. Условия, обеспечивающие эффективность коммуникационных потоков. Публичное общение. Ораторское искусство руководителя. Документооборот. Виды школьных документов и их подготовка. Требования к оформлению документов. Юридическое значение документов.
4. Темы лекций, практических и лабораторных занятий.
№ | Название модуля | Тема лекции / количество часов | Тема практического занятия / количество часов |
Семестр 2 | |||
1. | Общая характеристика образовательных систем в начальной школе | Характеристика современных образовательных систем (2 часа) | Образовательные системы в начальной школе (4 часа) |
2. | Управление образовательными системами | Управление образовательными системами (2 часа) | Стратегическое управление развитием школы (2 часа) Этнические особенности управленческой практики в образовании (2 часа) |
3. | Инновационный менеджмент в управлении начальной школой | – | Миссия и ценности начальной школы в контексте инновационного развития школы (4 часа) |
Семестр 3 | |||
4. | Начальная школа как педагогическая система и объект управления | Начальная школа как педагогическая система (2 часа) | Начальная школа как объект управления (4 часа) |
5. | Взаимодействие социальных институтов в управлении начальной школой | Социальные институты как субъекты управления образовательными системами (2 часа) | Работа с социальными партнерами учреждения начального общего образования (2 часа) |
6. | Деловое администрирование в практике работы руководителя начальной школы | – | Управленческая культура руководителя учреждения начального общего образования (4 часа) Управленческие задачи и их решение в практике работы руководителя учреждения начального общего образования (4 часа) |
5. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы
Темы | Вопросы | Литература | Форма отчетности | |
Семестр 2 | ||||
Модуль «Общая характеристика образовательных систем в начальной школе»: – Понятия «система образования» и «образовательная система» (3 часа)– Образовательная система как разновидность социальных систем (3 часа)– Характеристика современной системы образования, ее структура (3 часа) – Комплексный подход к задаче развития личности в современных образовательных системах (3 часа) | 1. Объясните ваше понимание значения системного подхода в педагогике. 2. Что такое система? Перечислите виды систем, раскройте их сущность. 3. Назовите основные признаки, характеризующие объект как систему. 4. Перечислите характерные отличительные черты образовательной системы. 5. Докажите, что учебное занятие представляет собой целостную образовательную систему. 6. Перечислите виды образовательных систем. Раскройте их сущность. Обоснуйте ваше понимание открытости образовательной системы. 7. Дайте характеристику структурных компонентов образовательной системы, укажите их взаимосвязь. 8. Как вы понимаете динамичность образовательной системы? 9. Какие противоречия присущи образовательному процессу? Объясните, почему противоречия являются движущими силами образовательного процесса. | 1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с. 2. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы / авт.-сост. Т.А. Кобзарева, С.Б. Шатохина, И.Г. Судак. – Волгоград : Учитель, 2009. – 206 с. 4. Плотникова, Е.Б. Теория и технология управления образовательными системами: учеб. пособие / Е.Б. Плотникова. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2005. – 152 с. 5. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 6. Хридина, Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой / Н.Н. Хридина. – Екатеринбург : Урал. изд-во, 2003. – 383 с. 7. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для пед. вузов / Т.И. Шамова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с. | – Выступление на семинаре. – Разработка конспекта учебного занятия. – Анализ урока (занятия) в соответствии со схемой определенной анализа (аспектного, полного, методического, дидактического и т.д.). – Разработка воспитательной системы класса. | |
Модуль «Управление образовательными системами»: – Управление развитием воспитательной системы (2 часа) – Управление учением как самоуправляемой системой (2 часа) – Управление качеством образовательных систем (2 часа) – Система законодательства об образовании как основа управления современной школой (4 часа) – Подготовка к деловой игре по теме «Этнические особенности управленческой практики в образовании» (4 часа) | 1. Что такое управление, социальное управление, управление педагогическими системами? Укажите специфические особенности социального управления. 2. Докажите, что управление педагогическими системами – разновидность социального управления. 3. Дайте определение функции управления. Каковы основные функции педагогического управления? 4. Докажите, что педагогический анализ – неотъемлемый компонент управления деятельности. 5. Почему необходимо осуществлять планирование управленческой деятельности? 6. Каково основное содержание управленческой функции организации? 7. Как связаны контроль и регулирование с другими функциями управления? 8. Перечислите основные принципы управления педагогическими системами. Дайте им краткую характеристику. 9. В чем заключается сущность и задачи стратегического управления школой? | 1. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М. Коротков. – М. : Мир : Академ. проект, 2006. – 317 с. 2. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос. – М. : Пед. общество России, 1999. – 96 с. 3. Моисеев, А.М. Основы стратегического управления школой: учеб. пособие / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 256 с. 4. Плотникова, Е.Б. Теория и технология управления образовательными системами: учеб. пособие / Е.Б. Плотникова. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2005. – 152 с. 5. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с. | – Выступление на семинаре. – Тест. – Деловая игра по теме «Этнические особенности управленческой практики в образовании» / Новый федеральный закон «Об образовании в РФ». | |
Модуль «Инновационный менеджмент в управлении начальной школой»: – Управление качеством инновационного образования (4 часа) – Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства (2 часа) – Основные подходы к разработке миссии образовательного учреждения (4 часа) – Разнообразие видов проектов в управлении начальным образованием (4 часа) – Инновационные технологии менеджмента (4 часа) | 1. Что такое инновационное развитие образования? В чем оно проявляется?2. Каков механизм построения миссии образовательного учреждения (на примере начальной школы)? 3. Какие инновационные технологии применяются в образовательном учреждении для разработки программы развития школы? | 1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: кн. для учителя / К. Ангеловски. – М. : Просвещение, 1991. – 156 с. 2. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах / С.Л. Вигман. – М. : Проспект, 2004. – 207 с. 3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игр, дискуссии: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – Рига : Пед. центр «Эксперимент», 1995. – 176 с. 4. Котлярова, И.О. Инновации в образовательных учреждениях / И.О. Котлярова. – Челябинск : Образование, 1998. – 89 с. 5. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д. : изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с. 6. Проекты и исследования в развивающейся школе / авт.-сост. и науч. ред. А.С. Сиденко. – М. : АПКиППРО, 2007. – 80 с. 7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий. 2006. – В 2 т. 8. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова ; под ред. Т.И. Шамовой. – М. : изд. центр «Академия», 2005. – 384 с. | – Выступление на коллоквиуме. – Составление SWOT- и PEST-анализов (внешней и внутренней среды учреждения начального общего образования, например сельского и городского в сравнении). – Разработка миссии учреждения начального общего образования (возможно разработка рекламного макета). – Фрагмент программы развития учреждения начального общего образования. – Анализ публичного отчета образовательного учреждения. | |
Семестр 3 | ||||
Модуль «Начальная школа как педагогическая система и объект управления»: – Коллегиальный характер управления начальной школой (2 часа) – Стили управления (2 часа)– Повышение квалификации работников начальной школы (2 часа)– Аттестация учителей начальных классов: цель, назначение, принципы построения системы аттестации, организация и содержание (2 часа)– Общие требования к оценке труда учителя начальных классов (2 часа) – Дифференцированные показатели для оценки труда учителя начальных классов (2 часа) | 1. В чем заключается демократизация управления начальной школой?2. В чем специфика основных направлений управленческой деятельности в начальной школе?3. Охарактеризуйте системы внутришкольного управления, действующие в начальной школе.4. В чем преимущества и недостатки коллегиального характера управления начальной школой?5. Как, на ваш взгляд, следует учитывать специфику деятельности учителей начальных классов при организации повышения их квалификации? 6. В чем заключается процедура аттестации работников школы? | 1. Литвиненко, Э.В. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров / Э.В. Литвиненко, М.А. Сергеева, М.Н. Нечаев. – М. : 5 за знания, 2008. – 176 с. 2. Нечаев, М.П. Планирование управленческой деятельности завуча начальной школы / М.П. Нечаев // Завуч начальной школы. – 2006. – № 6. – С. 9-14. 3. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы / авт.-сост. Т.А. Кобзарева, С.Б. Шатохина, И.Г. Судак. – Волгоград : Учитель, 2009. – 206 с. 4. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с. 5. www. ipk74.ru. | – Выступление на семинаре. – Дебаты по теме «Стили управления: какой выбрать?» – Заполнение таблицы «Механизмы аттестации педагогических кадров». – Деловая игра «Процедура аттестации педагогических работников». | |
Модуль «Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами в начальной школе»: – Поиск социальных партнеров учреждения начального общего образования (4 часа)– Организация педагогического взаимодействия с родителями учащихся начальных классов как фактор управления образовательными системами (4 часа)– Технологии работы с семьей младшего школьника (диагностические, воспитательные, просветительские, социально-реабилитационные и др.) (4 часа)– Вовлечение родителей в систему работы учителя начальных классов с детьми с нарушениями поведения во внеклассной работе (4 часа) – Работа учителя начальных классов с семьей по подготовке младшего школьника к обучению в среднем звене (4 часа) | 1. В чем заключается государственно-общественная система управления образованием?2. Дайте определение понятия «социальный институт».3. Укажите направления взаимодействия образовательной системы и социальных институтов. Какое из них кажется вам наиболее важным?4. Каковы возможности социального партнерства в достижении качества образования? 5. Какие направления работы с родителями вы считаете наиболее целесообразными для обеспечения возможностей социального партнерства? | 1. Педагогика : учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. – М. : Проспект, 2008. – 429 с. 2. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д. : изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с. 3. Плотникова, Е.Б. Теория и технология управления образовательными системами : учеб. пособие / Е.Б. Плотникова. – Магнитогорск : изд-во МаГУ, 2005. – 152 с. 4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий. 2006. – В 2 т. 5. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с. 6. Управление развитием школы: пособие для руководителей образоват. учреждений. – М. : Новая шк., 1995. – 462 с. 7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для пед. вузов / Т.И. Шамова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с. | – Выступление на семинаре. – Разработка интервью с потенциальным социальным партнером. Проигрывание интервью. – Разработка рекламы образовательного учреждения с целью привлечения социальных партнеров. – Подготовка проекта «Информирование родителей» (с последующим использованием в рамках родительского собрания). – Таблица «Цели и риски социального партнерства с родителями». | |
Модуль «Деловое администрирование»: – Оценка качества образовательных услуг. Современные подходы к понятию «образовательная услуга» (4 часа)– Решение проблем управления изменениями. Управление качеством образования по результатам (4 часа)– Управление заинтересованными сторонами. Способы манипулирования людьми (3 часа)– Управленческое общение. Информационные потоки в организации (2 часа)– Условия, обеспечивающие эффективность коммуникационных потоков. Публичное общение. Ораторское искусство педагога и руководителя (4 часа) – Документооборот. Виды школьных документов и их подготовка. Требования к оформлению документов. Юридическое значение документов (4 часа) | 1. 1. Каким образом оценивается качество образовательных услуг сегодня?2. 2. Распределите поручения между членами администрации школы (опираясь на методику «Зеркало прогрессивных преобразований»). 3. Какие методы решения задач управления вы знаете? Приведите примеры. 4. 4. Каким должно быть отношение руководителя к персоналу и его ориентация на предупреждение конфликтов? 5. Какие основные виды школьных документов вы можете назвать? Разработайте в парах какой-либо один документ. | 1. Аверченко Л.К., Залесов Г.М. , Мокашанцев Р.И., Николаенко В.М., Удальцова М.В. Психология управления: Курс лекций. – М., 2001. 2. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. – Ростов н/Д, 2001. 3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. – М., 2007.4. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие для вузов / М.А. Гончаров. – М. : КноРус, 2006. – 476 с.5. Кнорринг В.И. Основы искусства управления: учеб. пособие. – М., 2003. 6. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов н/Д., 2007. 7. Основы социального управления: Учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Иванова. – М., 2001.8. Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д., 2005 | – Выступление на семинаре. – Реферат. – Решение кейсов (конфликты, распределение времени, объявление благодарности/выговора, передача информации и т.д.). – Разработка документа (в подгруппах). | |