Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Дыхательные упражнения
1. Совершенствование умения правильного дыхания в положении «лежа», «стоя», «в ходьбе», «в беге».
2. Правильное согласование дыхания с различными движениями.
3. Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения.
Общеразвивающие упражнения
1. Движения руками в разных направлениях, например: правая — вперед, левая — в сторону, правая — вверх, левая — вперед и т. д.
2. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
3. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой.
4. Движение кистей и предплечий в разных направлениях.
5. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
6. Движение плечами вперед и назад, вверх и вниз.
7. Наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.
8. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.
9. Движение прямой ногой вперед, назад, в стороны в сочетании с движениями рук.
10. Из исходного положения «сидя на полу», на гимнастической скамейке, движение стопами, поднимание, отведение и приведение ног.
* 11. Приседание на всей ступне и на носках.
12. Упражнение в исходном положении «на четвереньках», например поднимание ноги, ползание.
13. Выполнение по памяти комбинаций движений из 2-4 элементов.
14. Выполнение движения в заданном темпе (по прекраще-
г нии подсчета или музыки).
: 15. Движение в одном ритме со словами, например: «пи-ли, С пи-ла», «сту-чи, мо-ло-ток», «ру-би, то-пор».
Упражнения для формирования правильной осанки
1. Самостоятельное принятие правильного положения стоя, сидя, лежа.
2. Из исходного положения «стоя» в правильной «осанке» у вертикальной плоскости отойти на 1-2-3 шага от стены, последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища, затем вернуться в правильное положение.
3. Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.
4. Удержание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки.
5. Сохранение правильной осанки при ходьбе.
Прикладные упражнения
/. Ходьба и бег
1.Ходьба в строю, начиная с левой ноги.
2. Понятие о ходьбе в ногу.
3. Ходьба с изменением темпа, направления по сигналу учителя.
4. Ходьба широким шагом, высоко поднимая ногу.
5. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, на голову, в сторону).
6. Ходьба на носках и на пятках, на внутреннем и наружном своде стоп.
Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей...
Физическая культура
Прыжки
1. Прыжки на месте на двух ногах с поворотами, с движениями рук.
2. Прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперед.
3. Прыжки на двух ногах через длинную скакалку и через короткую скакалку.
4. Прыжки в глубину (30-40 см) с правильным приземлением.
5. Прыжки в длину с разбега с мягким приземлением на обе ноги.
6. Прыжки в высоту с небольшого прямого разбега толчком одной ноги с прямым приземлением на обе ноги (высота планки, веревочки до 40 см).
7. Прыжки в длину на заданное расстояние.
Равновесие
1. Стойка на одной ноге, другая — в сторону, вперед, назад (3-4 сек.).
2. Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка, флажок), а также с перешагиванием через предметы.
3. Ходьба боком по гимнастической скамейке.
4. Ходьба по рейке гимнастической скамейки.
5. Ходьба по гимнастическому бревну.
Лазание и перелезание
1. Подлезание под веревку (высота 30-35 см).
2. Лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек, не наступая на одну рейку двумя ногами.
3. Лазание по наклонной плоскости вверх и вниз (один конец гимнастической скамейки устанавливается на высоту до 40 см, другой — на полу).
4. Перелезание через препятствие.
Броски, ловля, передача предметов и перенос груза, метание
1. Перебрасывание большого мяча по кругу, в двух шеренгах.
2. Бросание на дальность малых мячей и мешочков с опилками.
3. Броски маленьких мячей вверх, об пол, об стенку и ловля их.
4. Сбивание большим и малым мячом предметов (кегли, булавы).
5. Броски и ловля мяча в ходьбе.
6. Броски мячей об пол, об стенку с заданной силой, изменяя силу удара.
7. Метание в цель.
8. Метание на дальность.
9. Переноска гимнастических скамеек, матов вчетвером.
Игры
«Запрещенное движение», «Веселые затейники», «Кто быстрее», «Охотники и утки», «Салки», «Эстафеты с бегом, метанием, ловлей и передачей предметов», «Удочка», «Проделай сам», «Марш с остановками».
Лыжная подготовка (дополнительный материал)
1. Передвижение скользящим шагом с палками и без палок.
2. Повороты в движении переступанием.
3. Подъем на пологий склон ступающим шагом и спуск в основной стойке.
4. Передвижение на лыжах на 50-100 м.
Предполагаемые результаты:
1. Физкультурный зал, названия отдельного оборудования.
2. Спортивная форма.
3. Закрепление пространственных понятий о направлении движений.
4. Понятия, обозначающие элементарные виды движений (знание их, умение выполнить по словесной инструкции).
5. Знание следующих исходных положений и умение выполнить их по команде учителя.
6. Умение сочетать глубину и темп дыхания с характером движения.
7. Умение самостоятельно принять правильную осанку в положениях «стоя», «сидя», «лежа», «в ходьбе», «в беге».
8. Умение перепрыгнуть с разбега высоту в 40 см.
9. Умение попадать в цель правой и левой рукой.
10. Умение рассказать игру.
Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей...
Физическая культура