Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения.

Углубленное дыхание и при выполнении упражнений по подражанию.

Основные положения и движения.

Исходные положения: лежа, сидя, стоя. Движения головой, туловищем, конечностями в заданных исходных положениях по инструкции учителя.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Повторение и закрепление упражнений, данных в программе предыдущих классов.

Ритмические упражнения.

Изменение характера движений в зависимости от характера музыки (марш – ходьба, полька – прыжки, вальс – плавные движения).

Прикладные упражнения.

Построения, перестроения.

Построение в шеренгу, в колонну, в круг в разных частях зала по инструкции учителя. Перестроение из шеренги в колонну, в круг по инструкции учителя.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий. Начало ходьбы, бега и остановка по инструкции учителя. Смена направлений в ходьбе, беге по конкретным ориентирам и инструкции учителя.

Прыжки.

Прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в длину с разбега с толчком в обозначенном месте (квадрат 50х50). Прыжок в глубину с высоты 50-60 см, в обозначенное место.

Броски, ловля, передача предметов, переноска груза.

Удары мяча об пол одной, двумя руками с продвижением. Метание мяча в цель с шага. Броски мяча на дальность. Перебрасывание палки из одной руки в другую. Подбрасывание обруча вверх и ловля его двумя руками. Прокатывание обруча вперед. Переноска гимнастического мата, коня тягой и толканием.

Лазание, подлезание, перелезание.

Преодоление 3-4-х различных препятствий. Лазание по горизонтальной гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку, лазание на гимнастическую стенку, лазание по гимнастической стенке до 5 рейки. Движение в сторону приставными шагами с переходом на соседний пролет гимнастической стенки, спуск вниз.

Подлезание под препятствие, ограниченное (боком), перелезание через гимнастическую скамейку (стоя, с опорой на руки), перелезание через коня, подлезание под коня (на четвереньках).

Равновесие.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки с помощью учителя. Ходьба по гимнастической скамейке группами. Равновесие на одной ноге (на скамейке).

Игры.

«Что изменилось?»», «Падающая палка», «Охотники и утки», «Люди, звери, птицы» с имитацией движений по команде учителя. «Два Мороза». Эстафеты с передачей мячей, бегом, прыжками. «Мышеловка».

Спортивный инвентарь, необходимый для занятий:

1. Гимнастическая стенка - 2 пролета

2. Гимнастическая скамейка – 2 шт.

3. Доска для упражнений в равновесии – 1 шт.

4. Гимнастический козел – 1 шт.

5. Гимнастический конь - 1 шт.

6. Гимнастические маты – 1 шт.

7. Ковер (или материал, его заменяющий для проведения упражнений лежа) – 1 шт.

8. Гимнастические палки – 20 шт.

9. Мячи малые (теннисные) – 20 шт.

10. Мячи волейбольные – 10 шт.

11. Мячи средние (детские) – 10 шт.

12. Медицинбол различного веса – 10 шт.

13. Веревка, шнур – 3 м.

14. Эспандеры кистевые – 20 шт.

16. Булавы – 10 шт.

16. Стойки со шнуром для прыжков в высоту – 1 комплект

17. флажки малые – 20 шт.

18. Набор деревянных брусков для ориентиров в ходьбе,

для перешагивания и т.п. – 10 шт.

19. Обручи – 20 шт.

ПЕНИЕ И РИТМИКА

(I – VIII классы)

Объяснительная записка.

В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей.

В пении должны участвовать все учащиеся. Располагать детей нужно таким образом, чтобы маленькие дети стояли впереди, а высокие – позади. Воспитанники должны находиться под постоянным контролем педагога, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости, используя ритмические упражнения, музыкальную зарядку.

Следует научить держать корпус и голову прямо во время пения, руки опущенными (если ученики поют стоя) или положив их на колени (при пении сидя).

Для успешного решения задач музыкального воспитания необходимо, чтобы учитель вел свою работу в контакте с логопедом. В начале учебного года совместно с логопедом педагог знакомиться с состоянием речи глубоко умственно отсталых детей. Это помогает музыкальному работнику в процессе фронтальной работы учитывать индивидуальные способности детей.

Программа по пению и ритмике включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические упражнения».

Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующие песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия глубоко отсталыми детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объемом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития глубоко отсталых детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.

Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и легких песнях (на начальных годах обучения – «Солнышко», «Ку-ку», «Скок, скок, поскок», «Зайчик», «Не летай, соловей», «Ладушки», «Журавель», «Петушок»; в старшем возрасте – отдельные музыкальные фразы знакомых песен). Программой предусмотрено пение, как в сопровождении музыкального инструмента, так и без него.

Программа каждого класса предусматривает постоянную работу как над четким произношением (в упражнениях на гласные звуки, на сочетание согласных звуков с гласными: да, до, ду, мА, мо, му, ля, лё, лю и др.), так и над смысловым содержанием песен. Это не только помогает по возможности выразительно исполнять песню, но и понять ее содержание.

В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.

В программу также включены музыкально-ритмические упражнения (музыкальные игры, танцы, хороводы). С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, что создает у детей радостное, бодрое настроение. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они становятся в такие условия, которые должны проявить активность, инициативу, находчивость и т.п.

На уроках ритмики развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представления о различных явлениях природы.

ПРОГРАММА

I класс (70 час.)

Пение.

Соблюдать певческую установку: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое напряжение положения корпуса и головы. Учить детей артикуляции гласных звуков, как основы работы над певческой дикцией и звукообразованием. Развивать слуховое внимание и чувство ритма на специальных мелодических попевках. Учить детей вместе начинать и заканчивать песню, понимать основные дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения.

Слушание музыки.

Вызывать у детей интерес к музыке в процессе пения и музыкально-ритмической деятельности. Учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку грустную и веселую. Узнавать знакомые произведения. Познакомить с силой звучания (громкое, тихое), используя бубен, барабан.

Наши рекомендации