Методические рекомендации для студентов

Продумайте свою роль в самостоятельной деятельности детей вашей группы. Попытайтесь активно включиться в их игры. Для установления контакта с ребятами используйте тактику игрового взаимодействия, разработанную Н.Я.Ми-хайленко (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. -1993, №3.-С6):

В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру.

2. Играя с детьми, все время пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.).

3. Поиграв с детьми, подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, поддерживая комментариями условные игровые действия, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры со взрослыми или возникшие спонтанно, тем самым помогая малышу осознать смысл его действий.

4. Развертывая игру с детьми, всегда использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковородке - котлетка, листок бумаги на игрушечной кроватке - одеяло и т.п.) так, чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистической игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации.

5. Обыгрывать новые игрушки в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей третьего года жизни.

Время Содержание Взаимодействие с другими детьми Воздействие воспитателя
       

Делая анализ хронометража отразить следующее:

1. виды деятельности ребенка

2. проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. место сюжетной игры среди других видов деятельности.

4. характеристика устойчивости деятельности.

5. форма общения с другими детьми.

6. участие взросло в деятельности ребенка.

Седьмой день. Самостоятельная работа с детьми в группе. Проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию. Оформление характеристики на ребенка.

Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя. Участие в проведении диагностики развития детей. (см. контроль за развитием детей раннего возраста / Печори К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.).

Восьмой день. Наблюдение занятий проводимых воспитателем. При анализе обратить внимание на следующие вопросы:

1. вид занятия, продолжительность;

2. содержание программного материала, соответствие его возрастным возможностям детей;

3. специфика использования наглядно-действенного материала обучения применительно к детям раннего возраста;

4. использование наглядного материала;

5. приемы активизации речи и деятельности детей.

Подготовка к проведению открытых занятий.

Девятый день. Самостоятельное проведение открытых занятий для всей подгруппы студентов. Коллективное обсуждение занятий. Изготовление наглядных пособий для детей раннего возраста.

Десятый день. Самостоятельная работа с детьми, проведение открытых занятий, их обсуждение. Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики.

В период практики студенты знакомятся с разными формами работы с родителями, принятыми в дошкольном учреждении. Ведут беседы с родителями по следующим вопросам:

1. по какому режиму живет ребенок дома?

2. соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения?

3. сколько раз спит малыш днем в выходные дни?

4. каков аппетит ребенка?

5. положительные и отрицательные привычки?

6. любимые игрушки, место хранения игрушек?

7. с кем ребенок играет дома?

Во время практики студенты ведут дневник, в котором отражают содержание каждого дня и выполнение всех заданий.

Дневник ведется по следующей форме:

Дата Содержание задания Особенности поведения детей Анализ воспитательных приемов
       

Документация по практике:

1. Дневник

2. Характеристика на ребенка

3. Конспект открытого занятия

4. Наглядное пособие для детей раннего возраста

5. Отчет о педагогической практике.

На основании представленной документации по результатам практики студент получает зачет.

Основные критерии оценки практики студентов:

1. Проявление творчества и самостоятельности в педагогической деятельности.

2. Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми и родителями.

3. Ответственность при подготовке и проведению работы с детьми.

4. Качество изготовленных дидактических материалов.

Наши рекомендации