Заполните таблицу классификации форм образовательного процесса (Приложение 1).
МДК 01.01 БИЛЕТ №___16______
1. Студия, как форма детского образовательного объединения – назовите основные характеристики: структура, направления деятельности.
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом.
5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
6. Высокое качество творческого «продукта» детей.
Возможные характеристики:
1. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени (подготовительные группы, младшие, старшие группы).
3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: к примеру, художественный совет.
Возможные подходы к классификации студий:
1. По масштабу содержания обучения:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
2. По структурному оформлению:
а) Студия как первичный коллектив в составе какого-либо подразделения, учреждения.
б) Студия как структурное подразделение учреждения
2. Внеурочная работа и дополнительное образование: составьте карту «Общее и различия» этих понятий.
МДК 01.01 БИЛЕТ №___17______
1. Школа, как форма детского образовательного объединения – назовите основные характеристики: структура, направления деятельности.
Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
· уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
· ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
· профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ:
· школа по различным областям науки и техники,
· по различным видам искусств,
· детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Отличительные признаки:
1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы.
2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.
3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей.
4. Комплекс учебных предметов (не менее трех).
5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.
6. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.
7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов.
8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе.
9. Вручение сертификата об окончании школы.
Перечисленные характеристики являются обязательными прежде всего для образовательных объединений, поскольку наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
Подходы к классификации:
1. По степени выраженности профиля деятельности:
а) профильные (школа юного модельера, например);
б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности);
в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов; школа раннего развития).
2. По приоритету педагогических задач:
а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете образовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориентации на определенные профессии, довузовской подготовки и т.д.:
б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком определенного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации);
в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа этикета);
г) школы социальной направленности, т.е. решающие прежде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания).
3. По особенностям развития учащихся школы (по особенностям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослабленным здоровьем (например, школа коррекции осанки) и т.д.
4. По структурному оформлению (статусу):
а) школа – первичный коллектив подразделения, учреждения;
б) школа – самостоятельное структурное подразделение учреждения.
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Проведите анализ плана-конспекта занятия. (Приложение 4)
МДК 01.01 БИЛЕТ №___18______