V. Изучение нового материала. 1. Беседа о важности ударения.
1. Беседа о важности ударения.
– Что такое ударение?
– Послушайте сказку про ударение.
Однажды собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а перед взором всех предстал Зáмок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белкú и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Áтлас получился Атлáс, вместо Кáпель – Капéль, вместо Дорóга – Дорогá, Гóрода – Городá. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение!
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
2. Игра в слова «Кто быстрее?».
Учащиеся делятся на две команды: команда Маши и команда Миши.
январь февраль
солнышко варежка
ребята погода
ветер стужа
стрелки стрелки
снеговик брусника
велосипед синичка
– Прочитайте, обозначьте ударение в словах.
– Что значит произнести с ударением? (В устной речи один слог в слове произносится с большей силой голоса и более протяжно, чем все остальные слоги.)
3. Рубрика «Хочу все знать».
Ударение пришло вместе с запятой в XV веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое – наклонная палочка сверху вниз. Знак похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее, звонче.
Физкультминутка
4. Грамматический рассказ.
СТРЕЛКИ И ГВОЗДИКИ
В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.
– Как вы думаете, почему?
– Что могли нарисовать капитаны?
Один мальчик нарисовал солдата с ружьем в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики.
В каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрéлки – стрелкú, гвóздики – гвоздúки.
5. Работа по тетради (с. 15).
– Отгадайте загадки и запишите слова-названия предметов под картинками. Поставьте ударение.
Живут во мне и рыцари и короли,
Красив я снаружи и так же внутри.
Но стоит во мне ударенье сменить,
Как я не смогу тебя внутрь впустить.
(Зáмок – замóк.)
Я – сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(Áтлас – атлáс.)
– Закончите работу самостоятельно. Приведите свои примеры.
(Гвóздики – гвоздúки, кóзлы – , бéлки – белкú, úрис – ирúс.)
– Анишит Йокоповна осталась довольна вашей работой. Она решила познакомить вас еще с одной группой слов, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся.
6. Работа по тетради (с. 16).
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Итог урока.
– Что значит поставить ударение в слове?
– Как определить ударный слог? (Выделить голосом один из звуков.)
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударным мы зовем,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесем
Сильнее всех и громче.
– От чего зависит место ударения? (От смысла слова.)
Работа по карточкам.
– Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село.
– Сегодня мы работали со многими словами. Обращаться со словами нужно осторожно.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как им вдруг не ранить
Того, кто слушает тебя.
Урок 11
ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ ТЕКСТА
Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления с правилами списывания печатного текста; способствовать развитию внимания, памяти, воспитанию аккуратности.
Планируемые результаты образования: личностные:проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – устанавливают и проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных и учебных задач; предметные УУД:научатся списывать небольшой текст по правилам списывания, определять границы предложения, обозначать их на письме (прописная буква в начале и знаки препинания в конце).
Сценарий урока
I. Чистописание.
Зайка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Анализ буквы Ф. Обратить внимание на соблюдение пропорций и формы овалов.
Прописывание буквы в «воздухе».