Объяснение нового материала(вводная беседа)

Учитель демонстрирует картины художников-пейзажистов И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», В. Поленова «Осень в Абрамцево», И Остроухова «Золотая осень», В. Серова «Октябрь. Домотканово», Л. Туржанского «Золотая осень». В процессе восприятия произведений, созданных яркими мастерами пейзажной живописи, необходимо, чтобы сюжетная линия в картине раскрывалась одновременно с эмоционально-выразительной (не только что изображено, но и как). Звучит музыка. Заранее подготовленные ученики читают стихотворения об осени. Можно предложить детям загадки, цветные фотографии и слайды осенней природы. В беседе обращается внимание учащихся на то, что в картинах художники по-разному выразили своё отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной она предстаёт перед нами в картине И. Левитана, грустной и задумчивой – в картине В. Серова. Эти чувства выражаются и в литературе, и в музыке – в классе звучат сочинения П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года», «Осенняя песенка» музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева. Всё это раскрывает детям красоту русской осени, воспитывает любовь к родной природе, развивает образную память.

Учителю необходимо постоянно подчёркивать, что главной задачей художника-пейзажиста является не просто воспроизведение природы как таковой, а передача её состояния, настроения и своего отношения к красоте реального мира.

Стихотворения:

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг, И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем.

* * *

У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но так совершенна природа,

Что в целом её краше нет.

Вот осень. Туманные дали,

Бушует кругом листопад.

И с запахом светлой печали

Опавшие листья шуршат.

О. Рязанова

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны.

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

Э. Федоровская

* * *

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

И. Бунин

* * *

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: улетим!

И ныряют в лужу.

Ю. Коринец

Загадки:

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

(Осень)

* * *

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья осенью)

Продолжается беседа о живописи как жанре изобразительного искусства.

Учитель.Говорят, что когда-то давным-давно древнегреческий художник написал картину с виноградом, поставил её на открытом воздухе сушится, а сам куда-то ушел. Вдруг прилетели птицы и стали клевать картину с виноградом, потому что он был написан, как живой.

Так или нет, но предположительно по этой легенде произошло слово «живопись». К нам же оно пришло в значении «живо писать», что означает писать так, как выглядит предмет, явление, ландшафт и т.д. в жизни. Кстати, принято считать, что художник не рисует, а пишет картину. Для этого ему необходимо иметь мольберт (станок, на котором художник пишет), краски, разбавители для красок, лаки, кисти и т.д.(Заметим, эта информация воспринимается школьниками с большим интересом и вниманием, когда учитель иллюстрирует свое сообщение конкретными художественными материалами и инструментами).

Особенностью живописи является то, что живописные произведения создаются красками. При помощи цвета, художник-живописец передает на картине свои мысли, чувства, состояние природы, время года и т.д., поэтому цвет в живописи является одним из главных средств художественной выразительности.

Рассмотрим произведения художников (демонстрация иллюстраций). Им удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы. Ею можно любоваться в разное время года, так как художники смогли «остановить мгновенье) в своих картинах-пейзажах. Кратко рассказать о видах пейзажного жанра (сельском, городском, парковом, морском (марина), архитектурном, индустриальном). Поскольку тема нашего урока «Волшебные краски осени» то мы посмотрим репродукции картин художников, соответствующие теме нашего урока: И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», В. Поленова «Осень в Абрамцево», И Остроухова «Золотая осень», В. Серова «Октябрь. Домотканово», Л. Туржанского «Золотая осень». Учитель обращает внимание учеников на анализ цветовых сочетаний, характерных для осени (светло-коричневого, тёмно-коричневого, красного, багряного, жёлто-зелёного, оранжевого).

Вопросы к учащимся:

- Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников?

- Какие произведения вам особенно понравились и почему?

- Какие изменения вы видели в цветовой гамме пейзажей: усиление или ослабление яркости цвета к горизонту?

- Как изменяется цвет пейзажа по мере удаления его вглубь к горизонту?

- Скажите, какая погода изображена на картине И. Левитана «Золотая, осень» (пасмурно, солнечно)?

- Какими средствами художественной выразительности ему удалось передать солнечный осенний день?

- Скажите, какому настроению соответствует картина (грустному, радостному)? Почему?

- Как вы считаете, почему картина называется «Золотая осень»?

Художник так подобрал желтые, оранжевые цвета, их оттенки, напоминающие цвет золота, что у нас не возникает сомнения в правдивости картины. Поэтому мы убежденно, так же как и Левитан, называем ее «Золотая осень». Благодаря разнообразным цветовым оттенкам, как видим, можно передать в картине не только время года, время суток, но и настроение. Можно попросить детей вспомнить, какое настроение можно выразить «холодными» и «тёплыми» цветами, «глухими» и «звонкими».

В беседе необходимо сравнить произведения разных художников. Продемонстрировать фотографии и слайды различных уголков природы с изображением сельского, городского, паркового, архитектурного, индустриального пейзажей. Желательно провести беседу так, чтобы дети почувствовали разницу между живой природой, фотографией и картиной, изображающей природу. Чтобы увидели, что задачей искусства является не слепое копирование природы, объекта, а выражение отношения художника к жизни, объекту изображения: изображения самого главного, типичного через отбор и отбрасывание случайного.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить пейзаж (сельский, городской, парковой, архитектурный, индустриальный) на тему «Волшебные краски осени».

В начале выполнения задания в игровой форме проводятся устные зарисовки на следующие сюжеты: «Мы рисуем осень», «Осенний сад», «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осенние работы» и т.п. Такие устные зарисовки вырабатывают у школьников умение компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести работу над тематическим рисунком.

Надо придумать (сочинить) рисунок. Для этого необходимо вспомнить красивые уголки природы, которые вы видели на даче, в деревне, в лесу, в городе и нарисовать их, используя для передачи радостного настроения рисунка «волшебные», «золотые» цвета осени. Для этого надо подумать, как же рисовать деревья на разных планах рисунка, как составлять необходимые оттенки цвета. Учитель наглядно показывает технические приемы составления разнообразных оттенков желтых, оранжевых, красных и других цветов;

После прорисовки композиции начинается работа красками.

Предлагается сравнить цвет красок с цветом неба, воды, травы, дороги, деревьев, назвать любимый цвет и объяснить, почему этот цвет любимый. На следующих уроках по теме завершается работа в цвете. Подчёркивается разница между рисунком и живописью.

Важно усвоить, что рисунок – это изображение, выполненное однотонно, карандашом (углём, пером, кистью), а живопись – изображение, выполненное в цвете.

Детям следует напомнить о тёплых и холодных, звонких и глухих (тихих) цветах, передающих то или иное настроение. С этой целью на доске можно вывесить цветовые таблицы, выполненные в свободной живописной манере.

В ходе выполнения практической работы внимание обращается на влияние на настроение соотношения в картине земли и неба (много или мало неба), изображения ближних и дальних планов (ниже – ближе, больше; выше – дальше, меньше) при передаче пространства.

Если учащиеся имеют трудности в составлении необходимых оттенков, то им надо показать, как смешивать краски, как пользоваться палитрой. Продемонстрировать технику работы акварелью и гуашью. Напомнить правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового. Обращается внимание на необходимость выделения наиболее интересного, впечатляющего в сюжете, на подчёркивание цветом главного в рисунке. Целесообразно напомнить учащимся, что такое линейная и воздушная перспектива, какова роль линии горизонта.

Используя репродукции картин-пейзажей, цветные фотографии и слайды различных уголков российской осенней природы, учитель обращает внимание детей на то, что на переднем плане деревья хорошо читаются по форме: видны их стволы, как «играет» свет на стволах, ветках, листьях. А на дальнем плане деревья воспринимаются единой цветовой массой. На рисунке толщина стволов деревьев и их освещенность не везде одинаковые (на переднем, среднем и дальнем плане), на переднем плане деревья (дерево) надо проработать детально, а на дальнем - обобщенно. Если ребята были внимательны, то они заметили, что стволы деревьев никак нельзя изображать грубым, «жёстким» чёрным или тёмно-коричневым цветом.

Важно напомнить детям о тональных отношениях в рисунке: небо, вода, земля, предметы.

Анализируя эмоциональное настроение произведения живописи, цветных фотографий и показывая процесс смешения красок, учитель помогает учащимся понять, почему цвета осени принято называть волшебными.

В качестве ориентира в работе, необходимо показать школьникам несколько рисунков сверстников на аналогичную тему.

Демонстрируя наиболее удачные работы надо отметить, чем они хороши, а что еще необходимо доработать. Детям, которые плохо справляются с заданием, помогаем исправить ошибки индивидуально по следующей схеме:

- делаем замечания и предлагаем пути решения задачи (используем словесные методы);

- показываем репродукции картин, цветные фотографии (наглядные методы);

- показываем на отдельном листе бумаги или классной доске как исправить ошибку (наглядно-практические методы);

- исправляем ошибку непосредственно на рисунке школьника. Заметим, что последний метод используем, в крайнем случае, когда выше обозначенные наши усилия не достигли цели.

Подведение итогов урока.

После того, как работа над рисунком закончена, предлагаем детям вспомнить:

- что означает слово живопись;

- выразительные средства живописи;

- кто такой художник - живописец;

- какие материалы и инструменты использует в работе художник — живописец;

- как можно получить светлые оттенки;

- почему И. Левитан, И. Остроухов, Л. Туржанский назвали свои картины «Золотая осень».

Анализ рисунков проводим следующим образом: показываем детям две-три более удачные работы и анализируем их с учетом учебных задач урока. При этом обращается внимание на:

- компоновку изображения в листе, соразмерность, соответствие теме урока;

- колорит, живописность в образном решении работы;

- проработка, завершённость, общая выразительность, обобщение работы.

Оценки выставляем за успешные ответы учащихся и за их рисунки.

Урок заканчиваем словесными поощрениями детей за хорошую ра­боту.

Уборка рабочих мест.

4. Домашнее задание:

Посмотреть в книгах, альбомах, в музеях или на выставке пейзажи разных авторов, определить, к какому виду принадлежит пейзаж, что хотел сказать художник зрителю. Подумать какие произведения более всего и почему нравятся, какое настроение выражено в картинах и какими средствами.

Наши рекомендации