Подготовка и проведение ПМПк
Как уже отмечалось, заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Деятельность плановых консилиумов направлена на:
- анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
- профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей, воспитателей), непосредственно работающих с ребенком.
Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.
Задачивнепланового консилиума следующие:
- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, касающимся конкретного ребенка;
- внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения в случаях их неэффективности.
Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в квартал проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической, диагностико-коррекционной помощи.
Деятельность ПМПк можно разделить на следующие этапы:
I. Подготовительный этап.
ПМПк представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в образовательном учреждении.
Заседание психолого-медико-педагогического консилиума проводится: - по результатам обследования всех специалистов;
- по запросу учителя (воспитателя);
- по запросу психолога;
- по запросу учителя-логопеда;
- по запросу родителей;
- по запросу социального работника;
- по запросу медицинского работника;
- по запросу ученика.
При подготовке заседания ПМПк необходимо проведение обследования ребенка всеми специалистами консилиума:
- Медицинское обследование.
Медицинский работник образовательного учреждения дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Соматическое состояние школьников должно оцениваться по трем основным показателям:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- Соответствие физического развития возрастным нормам;
- Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;
- Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваемости за последний год.
Информация о ребенке представляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.
Кроме этого на заседание по решению ПМПк могут быть представлены данные:
- педиатрического обследования (выявление особенностей развития, отклонений в состоянии соматического здоровья, планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для каждого конкретного ребенка; разработка соответствующих рекомендаций);
- психопатологического обследования, проведенного врачом-психиатром или психоневрологом (выявление, анализ и систематизация отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов, распознавание психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома; формулировка нозологического диагноза, установление клинической формы и типа течения заболевания, рекомендации и составление плана коррекционных мероприятий)
При необходимости предоставляются данные:
- обследования отоларинголога: исследование слуха. Заключение по коррекции слуха;
- обследования офтальмолога. Заключение по коррекции зрения.
Учитывая, что в образовательных учреждениях не предусмотрены такие специалисты как невропатолог, психоневролог, отоларинголог, офтальмолог и др., возникает проблема обеспечения ПМПк данными исследований перечисленных специалистов. Анализируя опыт разных окружных управлений образования, можно предложить следующее:
- образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с районной поликлиникой на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк;
- образовательному учреждению заключить договор на сотрудничество с окружным ПМС-центром (если данные специалисты там присутствуют) на привлечение вышеперечисленных специалистов к работе ПМПк.