Методическая служба. функции методического совета. деятельность предметных (цикловых) методических объединений
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая служба.
Основной целью методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала.
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
1. Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;
- создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.
2. Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.
3. Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;
- организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;
- участие в разработке основных образовательных программ образовательного учреждения;
- участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
- подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.
4. Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
В настоящее время существует несколько вариантов организации методической работы в школе. Они не являются принципиально новыми и прописаны в классических схемах организации методической работы ведущими специалистами педагогической практики. Но самой распространенной моделью является методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей.