Структура проблемного урока

Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.

Структурные элементы проблемного урока:

1) актуализация прежних знаний учащихся;

2) усвоение новых знаний и способов действия;

3) формирование умений и навыков.

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы.

Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований:

1) по основанию непосредственности (опосредственности) взаимодействия обучающего и обучающегося — контактное и дистанционное;

2) по основанию принципа сознательности — интуитивное и сознательное освоение опыта;

3) по основанию наличия управления образовательным процессом — не основывающееся на нем и рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения;

4) по основанию взаимосвязи образования и культуры — обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся, и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе;

5) по основанию связи обучения с будущей деятельностью — контекстное и традиционное обучение;

6) по способу организации обучения (выделяются активные формы и методы обучения и традиционное (сообщающее) обучение).

В соответствии с названными выше основаниями традиционное обучение может быть определено как контактное, сообщающее, основанное на принципе сознательности, целенаправленно неуправляемое, построенное по дисциплинарно-предмет-ному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности).

В образовании наряду с традиционным обучением по названным выше основаниям сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизация обучения, развивающее обучение и т.д. Эта многосторонность обучения позволяет использовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям как обучающихся, так и педагога, преимущества того или иного направления обучения.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний учащихся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач и создающихся в силу этого проблемных ситуаций. Проблемная ситуация для человека возникает, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, при наличии затруднения противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации; формулировку проблемы на основе анализа ситуаций; решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез; проверку решения.

Этот процесс развертывается по аналогии с прохождением трех фаз мыслительного акта. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

Также одним из распространенных направлений современного обучения является программированное. В основе этого типа обучения лежат дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения обучающей программы — главного элемента программированного обучения, представляющей собой упорядоченную последовательность задач.

Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины» (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.

Разновидностью программированного обучения является алгоритмизированное обучение. Алгоритм — это система указаний (предписаний) об осуществлении хода определенных действий при решении задачи. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации этого процесса и его модельного представления.

Наиболее полно и теоретически обосновано преимущества управления, программирования в образовательном процессе представлены в направлении обучения, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий.

В настоящее время в практике обучения широко используется такая форма обучения, как игра. Она предполагает определение целей (собственно игровые и педагогические: дидактические и воспитательные); содержание игры; наличие игровой и имитационной моделей. Имитационная модель, в которой отражен дидактически отработанный фрагмент профессиональной или житейской реальности, является предметной основой квазиучебной или квазипрофессиональной деятельности. Данное направление обучения реализует принципы системности, активности, коллективного взаимодействия.

Рассмотренные выше направления современного образования достаточно редко реализуются в «чистом» виде. Каждое из них включает элементы другого.

Обоснованное соединение этих направлений обучения может действительно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, в частности, особенностями мыслительной деятельности, программируемость, активность, самостоятельность и учет индивидуальных особенностей обучающихся и обучающих. Более подробно познакомиться с направлениями современного обучения, их характеристиками, психологическими основами, достоинствами и недостатками вам помогут работы Г.К. Селевко, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Наши рекомендации