Базовый уровень
Учащиеся должны знать и уметь:
читать вслух (40—50 слов в мин), «про себя» (50—60 слов в мин);
определять смысл событий и поступков героев в прочитанных произведениях, выражая свое отношение к ним; осознавать последовательность и причинность событий в тексте, вычленять главное в научно-популярном тексте;
находить в тексте слова, характеризующие события и героев;
самостоятельно составлять план прочитанного;
пересказывать прочитанное (рассказ, сказку, небольшую статью);
описывать (с помощью учителя) предметы и их изображения, знакомые процессы труда по самообслуживанию, тематически связанные с чтением текстов;
воспринимать на слух и пересказывать художественные произведения и детскую периодику, прочитанные самостоятельно, другим лицом и прослушанные в звукозаписи;
самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком или картотекой; находить в книге по оглавлению произведения одних и тех же авторов;
знать 2—3 книги каждого из писателей, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения;
описывать текст (30—40 слов), писать под диктовку текст (40— 50 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения;
правильно писать безударные гласные (проверяемые и непроверяемые), удвоенные согласные, ь и ъ разделительные. Ь после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие на конце существительных мужского рода, не с глаголами; безударные падежные окончания имен существительных;
морфологический разбор простых по составу слов (корень, приставка, суффикс, окончание);
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
проводить разбор предложений по членам (главные: подлежащее и сказуемое, второстепенные без деления на виды), устанавливать связь между словами в предложении;
применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора, используя готовые и самостоятельно составленные таблицы и схемы (рельефные и плоскопечатные);
писать изложение текста в 40—50 слов по коллективно составленному плану;
различать особенности связной речи: повествование, описание, рассуждение;
представлять и узнавать буквы письменного шрифта, писать отдельные буквы рукописным шрифтом, слова и короткие предложения печатным шрифтом (по Гебольду) (для абсолютно слепых детей); писать рукописным шрифтом буквы, слова; печатным шрифтом — короткие предложения (для детей слабовидящих и с остаточным зрением);
знать наизусть 10—12 стихотворений.