Стоматология (базовый уровень)

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Для специальности

Стоматология (базовый уровень)

Великий Новгород

Рекомендовано

предметной

(цикловой) комиссией

Протокол № 1 от 14.09.11

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

Пасько В.В.

Разработчик

Мокрова А.Ю. - преподаватель дисциплины «Дерматовенерология» Медицинского колледжа МПК НовГУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание
2. Пояснительная записка
3. Техника безопасности и правила поведения на практических занятиях
4. Тематический план учебной дисциплины
5. Содержание практических занятий
5.1 Практическое занятие №1 (6 часов) Тема 2.2. Аллергические заболевания кожи. Дерматиты, токсикодермии. Экзема. Патологический дерматит. Крапивница. Отек Квинке.
5.2 Практическое занятие №2 (6 часов) Тема: 2.3. Неинфекционные болезни кожи. Болезни кожи с мультифакторной и аутоиммунной этиологией. Псориаз. Красный плоский лишай. Склеродермия красная волчанка. Болезни волос, сальных желез. Новообразование кожи.
5.3 Практическое занятие №3 ( 6 часов) Тема 2.6. Вирусные заболевания кожи. Герпетическая инфекция (простой герпес, опоясывающий лишай). Бородавки. Контагиозный моллюск. Остроконечные кондиломы. Понятие о туберкулезе.  
5.4 Практическое занятие №4 (6 часов) Тема: 3.2. Клинические проявления Сифилис I, II, III. Врожденный сифилис. Профилактика инфекций, передающихся преимущественно половым путем.
6. Список литературы

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Дерматовенерология» предназначены для студентов специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) и являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Разработаны в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень в области дерматовенерологии, рабочей программой дисциплины, Методическими рекомендациями по разработке комплексного методического обеспечения дисциплины, Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в колледжах НовГУ.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) после изучения дисциплины «Дерматовенерология» студент должен знать:

- систему организации медицинской помощи пациентам с кожными и венерическими заболеваниями;

- причины, пути заражения, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики кожных и венерических заболеваний;

- клинические проявления и течение основных заболеваний слизистой оболочки полости рта.

студент должен уметь:

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинских работников.

В результате освоения дисциплины обеспечивается выполнение ряда общих требований к образованности выпускника:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию).

Цель изучения дисциплины - научиться использовать в своей будущей практической деятельности полученные теоретические знания и практические навыки.

Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных на таких профессиональных дисциплинах, как:

- «Латинский язык с медицинской терминологией»;

- «Анатомия и физиология человека с топографической анатомией головы и шеи»;

- «Фармакология»;

- «Гигиена и экология человека»;

- «Сестринское дело с инфекционной безопасностью»;

- «Профилактика стоматологических заболеваний и гигиена полости рта».

Проявления на коже часто служат отражением изменений важнейших органов и систем, патологии внутренних органов, центральной нервной системы, эндокринной системы, нарушений адаптационных механизмов организма.

Отличительной особенностью дисциплины «Дерматовенерология» является непосредственная ориентация на манипуляции, особенности диспансеризации больных с поражением слизистых оболочек полости рта и губ, которые очень часто являются проявлением многих заболеваний, в том числе и сифилиса.

Знания и умения, полученные после изучения дисциплины «Дерматовенерология» позволяют выпускнику применять их в будущей профессиональной деятельности.

Методические указания содержат тематический план, требования техники безопасности и правила поведения на практических занятиях, содержание практических занятий, список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при самоподготовке к занятиям и преподавателем для организации деятельности студентов на занятии. При подготовке студента к занятию он должен ознакомиться с учебными целями и учебным материалом. Изучение каждой темы сопровождается контролем знаний и умений.

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Общие требования:

- К работе в учебном кабинете, а также в отделении стационара допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности с отметкой в специальном журнале.

Перед началом практического занятия:

-студенту необходимоубедиться в отсутствии видимых повреждений рабочего места и инструментария;

- рабочее место студента не должно быть загромождено, проходы должны быть свободными;

- студент должен приходить в кабинет только в медицинском халате, колпаке и сменной обуви;

- запрещаетсяпересаживаться или ходить по кабинету без разрешения преподавателя, а также вносить в кабинет верхнюю одежду или входить в верхней одежде и уличной обуви;

Во время работы:

- студент может начинать работу с использованием инструментария только после разрешения преподавателя;

- аккуратно работать с колющими и режущими предметами (инструментами);

- не работать с неисправным инструментарием;

- не разбрасывать инструменты, перевязочный материал, использованные ампулы, флаконы и другую лабораторную посуду;

- соблюдать показания к надеванию маски;

- запрещается размещать на рабочем столе посторонние предметы;

- не отвлекаться и не отвлекать других студентов посторонними разговорами и занятиями.

В случае получения травмы или плохого самочувствия студенту необходимо немедленно сообщить преподавателю о случившемся и приступить к оказанию первой медицинской помощи.

После окончания работы:

-студенту необходимо убрать свое рабочее место, провести санитарную обработку.

В случае обнаружения пожара каждый студент обязан:

- немедленно сообщить об этом преподавателю, старшей медицинской сестре отделения, и в пожарную охрану по телефону 01;

- отключить электроприборы и оборудование, отключить вентиляцию

- участвовать в эвакуации людей;;

-приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

2. Тематический план

Учебной дисциплины: «Дерматовенерология»

Специальность: 060105 Стоматология (базовый уровень)

Форма обучения – очная

№ п/п Наименование разделов и тем Максимальная учебная нагрузка студента, час. Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента, час.
Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. Раздел 1. Введение. - -
1.1 Система организации помощи пациентам, страдающим кожными заболеваниями инфекциями передающимися преимущественно половым путем. Этические и юридические аспекты дерматовенерологии. - -
2. Раздел 2. Частная дерматовенерология.
2.1 Общие вопросы этиологии, патогенеза заболеваний кожи. Основы диагностики. Принципы общей и местной теории.
2.2. Аллергические заболевания кожи. Дерматиты, токсикодермии. Экзема. Патологический дерматит. Крапивница. Отек Квинке
2.3 Неинфекционные болезни кожи. Болезни кожи с мультифакториальной и аутоиммунной этиологией. Псориаз. Красный плоский лишай. Склеродермия красная волчанка. Болезни волос, сальных желез. Новообразование кожи.
2.4 Инфекционные болезни кожи. Гнойничковые заболевания кожи. Стрептодермии и стафиллодермии. Пиодермиты смешанной этиологии. Паразитарные заболевания кожи. Чесотка. Педикулез – понятие
2.5 Грибковые заболевания кожи, ногтей, слизистой оболочки полости рта. Онихомикозы. Трихомикозы (Микроспория. Трихофития)
2.6 Вирусные заболевания кожи слизистой оболочки полости рта. Герпетическая инфекция (простой герпес, опоясывающий лишай). Бородавки. Контагиозный молюск. Остроконечные кондиломы. Понятие о туберкулезе кожи
3. Раздел 3. Инфекции передающиеся преимущественно половым путем
3.1. Понятие об инфекциях, передающихся половым путем. Венерические заболевания. Урогенитальный хламидиоз. Трихомониаз. Гонорея у мужчин, женщин, детей
3.2 Клинические проявления Сифилис I, II, III. Врожденный сифилис. Профилактика инфекций, передающихся преимущественно половым путем. -
  Всего:

Содержание практических занятий

Практическое занятие №1 (6 часов)

Список литературы

Основная литература

1. Новиков А.И. Кожные и венерические болезни. Практикум: Учебное пособие/ А.И.Новиков. –Ростов н,Д: Феникс, 2007. – 96 с.

2. Новиков А.И. Кожные и венерические болезни. Тестовый контроль: Учебное пособие/ А.И.Новиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

3. Самцов А.В., Барбинов В.В. Дерматовенерология: учебник для медицинских вузов/ А.В.Самцов, В.В.Барбинов. – СПб: СпецЛит, 2008. – 352 с.

4. Шевчук Д.А. Дерматовенерология: Конспект лекций/ Д.А.Шевчук. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288 с.

Дополнительная литература

5. Архангельский С.П. Лечение кожных болезней (руководство для фельдшеров), Л.: Медицина, 1971. – 206 с.

6. Владимиров Н.Н. Сестринское дело в дерматовенерологии: учебное пособие/ Н.Н.Владимиров, А.В.Вязьмитина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 221 с.

7. Ганчев Б.Б. Дермато-венерологическая терминология./ пер. с болгарского Т.В.Матвеевой. – София: медицина и физкультура, 1968. - 396 с.

8. Демьянович В.П. Венерические болезни(руководство для врачей)/ под ред. М.П.Демьяновича, Н.М.Туранова. – М.: Медгиз, 1956. – 510 с.

9. Желтаков М.М. Кожные и венерические болезни. – Изд. 2-е, перераб. и доп., М.: Медицина, 1964. – 300 с.

10. Зудин Б.И. Кожные и венерические болезни: Учебник. – М.: Медицина, 1990. – 256 с.

11. Машкиллейсон А.Л. Кожные и венерические болезни / А.Л.Машкиллейсон, С.А.Кутин, Е.И.Абрамова; под ред. А.Л.Машкиллейсона. – М.: Медицина, 1986. – 256 с.

12. Павлов С.Т., Шапошников О.К., Самцов В.И., Ильин И.И. Кожные и венерические болезни/ Под ред. О.К.Шапошникова. – М.: медицина, 1985. – 368 с.

13. Самцов В.И. Руководство по кожным и венерическим болезням. – Изд. 2-е испр. и доп. – Л.: Медицина, 1990. – 240 с.

14. Студницын А.А., Стоянов Б.Г. Кожные и венерические болезни. – Изд. 4-е. – М.: Медицина, 1979. – 280 с.

15. Студницын А.А., Стоянов Б.Г. Кожные и венерические болезни. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984.- 272 с.

16. Туранов Н.М. Кожные и венерические болезни. Атлас. / Под ред. Н.М.Туранова, А.А.Студницына, Н.С.Смелова. – М.: Медицина, 1977. - 412 с.

17. Шапошников О.К. Венерические болезни. / Под ред. О.К.Шапошникова. – М.: Медицина, 1980. – 534 с.

18. Шапошников О.К. Венерические болезни( Руководство для врачей). / Под ред. О.К.Шапошникова. – Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991. – 544 с.

19. Ягдовик Н.З.Кожные и венерические заболевания/ Н.З.Ягдовик, М.В.Качук, В.Г.Панкратов. – Мн: Выш.шк., 2000. – 270 с.

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Для специальности

Стоматология (базовый уровень)

Великий Новгород

Рекомендовано

предметной

(цикловой) комиссией

Протокол № 1 от 14.09.11

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

Пасько В.В.

Разработчик

Мокрова А.Ю. - преподаватель дисциплины «Дерматовенерология» Медицинского колледжа МПК НовГУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание
2. Пояснительная записка
3. Техника безопасности и правила поведения на практических занятиях
4. Тематический план учебной дисциплины
5. Содержание практических занятий
5.1 Практическое занятие №1 (6 часов) Тема 2.2. Аллергические заболевания кожи. Дерматиты, токсикодермии. Экзема. Патологический дерматит. Крапивница. Отек Квинке.
5.2 Практическое занятие №2 (6 часов) Тема: 2.3. Неинфекционные болезни кожи. Болезни кожи с мультифакторной и аутоиммунной этиологией. Псориаз. Красный плоский лишай. Склеродермия красная волчанка. Болезни волос, сальных желез. Новообразование кожи.
5.3 Практическое занятие №3 ( 6 часов) Тема 2.6. Вирусные заболевания кожи. Герпетическая инфекция (простой герпес, опоясывающий лишай). Бородавки. Контагиозный моллюск. Остроконечные кондиломы. Понятие о туберкулезе.  
5.4 Практическое занятие №4 (6 часов) Тема: 3.2. Клинические проявления Сифилис I, II, III. Врожденный сифилис. Профилактика инфекций, передающихся преимущественно половым путем.
6. Список литературы

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Дерматовенерология» предназначены для студентов специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) и являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Разработаны в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень в области дерматовенерологии, рабочей программой дисциплины, Методическими рекомендациями по разработке комплексного методического обеспечения дисциплины, Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в колледжах НовГУ.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) после изучения дисциплины «Дерматовенерология» студент должен знать:

- систему организации медицинской помощи пациентам с кожными и венерическими заболеваниями;

- причины, пути заражения, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики кожных и венерических заболеваний;

- клинические проявления и течение основных заболеваний слизистой оболочки полости рта.

студент должен уметь:

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинских работников.

В результате освоения дисциплины обеспечивается выполнение ряда общих требований к образованности выпускника:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию).

Цель изучения дисциплины - научиться использовать в своей будущей практической деятельности полученные теоретические знания и практические навыки.

Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных на таких профессиональных дисциплинах, как:

- «Латинский язык с медицинской терминологией»;

- «Анатомия и физиология человека с топографической анатомией головы и шеи»;

- «Фармакология»;

- «Гигиена и экология человека»;

- «Сестринское дело с инфекционной безопасностью»;

- «Профилактика стоматологических заболеваний и гигиена полости рта».

Проявления на коже часто служат отражением изменений важнейших органов и систем, патологии внутренних органов, центральной нервной системы, эндокринной системы, нарушений адаптационных механизмов организма.

Отличительной особенностью дисциплины «Дерматовенерология» является непосредственная ориентация на манипуляции, особенности диспансеризации больных с поражением слизистых оболочек полости рта и губ, которые очень часто являются проявлением многих заболеваний, в том числе и сифилиса.

Знания и умения, полученные после изучения дисциплины «Дерматовенерология» позволяют выпускнику применять их в будущей профессиональной деятельности.

Методические указания содержат тематический план, требования техники безопасности и правила поведения на практических занятиях, содержание практических занятий, список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при самоподготовке к занятиям и преподавателем для организации деятельности студентов на занятии. При подготовке студента к занятию он должен ознакомиться с учебными целями и учебным материалом. Изучение каждой темы сопровождается контролем знаний и умений.


Наши рекомендации