Правила оформления текста курсовой и дипломной работ
Содержание
Структура и содержание курсовой работы …………………………….. | |
Структурные элементы курсовой работы……………………………… | |
Правила оформления текста курсовой и дипломной работ…………… | |
Требования к оформлению цитируемого текста……………………….. | |
Правила оформления библиографических ссылок……………………... | |
Примеры оформления библиографических ссылок……………………. | |
Требования к оформлению библиографического списка……………… | |
Примеры библиографического описания………………………………. | |
Стандарты библиографического описания……………………………... | |
Правила оформления приложения……………………………………… | |
Дипломная работа……………………………………………………….. | |
Структура содержание прикладного раздела курсовой и дипломной работ……………………………………………. | |
Структура и содержание презентации курсовой и дипломной работ… | |
Приложение 1. Образец оформления титульного листа………………. | |
Приложение 2. Образец оформления содержания (оглавления)……… |
Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста социально-культурной деятельности. Она выполняется студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
Курсовая работа – составляющая часть целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры культурологии и литературы.
Тема курсовой работы формулируется студентом самостоятельно или выбирается из списка курсовых работ, разработанных на кафедре культурологии и литературы, в этом случае, для закрепления темы курсового исследования, студентом пишется заявление на имя декана, с указанием темы. Руководитель курсового исследования ставит согласование на заявлении студента, после чего по факультету издается распоряжение с закреплением тем курсовых работ на данный учебный год. Выбор темы и научного руководителя обусловлен сферой научных интересов студента. Однако необходимо помнить, что, определяя тему курсовой работы, студент тем самым обозначает свою будущую «узкую» специализацию.
В процессе выполнения курсовых работ ставятся следующие задачи:
- расширение степени освоения навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их в конкретной ситуации;
- интеграция знаний, полученных в процессе обучения;
- формирование научно-исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное включение студентов в процесс социально-культурного проектирования;
- стимулирование студентов к доказательности своих утверждений, к развитию системного мышления, методологической рефлексии.
За время обучения студентами выполняется две курсовые работы. Первая курсовая работа выполняется на втором курсе по дисциплине «Социально-культурная деятельность».
Данная курсовая работа носит преимущественно реферативный характер, и выполняется в меньшем объеме (до 15 страниц). Необходимо обратить внимание на следующее:
- во введении к курсовой работе делается акцент на актуальности и социальной значимости избранной темы;
- аппарат исследования в обязательном порядке содержит определение цели работы и задачи исследования;
- работа состоит из 2 – 3 параграфов;
- пишется заключение;
- библиографический список включает в себя не менее 10 наименований.
Вторая курсовая работавыполняется на четвертом курсе по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности».
Объем данной курсовой работы не менее 30 страниц.
- аппарат исследования в обязательном порядке содержит:
- актуальность;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи работы.
- работа состоит из 2 глав;
- заключения;
- библиографический список включает в себя 25-30 наименований.
Структурные элементы курсовой работы
Структура курсовой работы состоит из нескольких частей:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) библиография;
7) приложения.
Титульный лист – обязательный элемент курсовой работы. Сведения, размещенные на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). На титульном листе указывается наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедра, на которой выполнялась работа; фамилия, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилия, ученая степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.
Номер страницы на титульном листе не проставляется, несмотря на то, что с него начинается нумерация страниц всей работы.
Содержание (оглавление)– это логическая схема всей работы. В нем указываются названия глав, параграфов. Содержание (оглавление) размещается на странице, следующей сразу после титульного листа. Наименование разделов пишется прописными буквами, а подразделов – строчными буквами. Разделы нумеруются арабскими цифрами и состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Например:
- РАЗДЕЛ 1,
- Подраздел 1.1,
- пункт 1.1.1,
- подпункт 1.1.1.1.
Введение - это вступительная часть курсовой работы, помещаемая перед основным текстом, в которой формулируется и обосновывается ряд значимых положений работы:
- актуальность темы исследования предполагает обоснование научной и (или) практической значимости избранной темы, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества, возрождения традиционных направлений и форм социально-культурной деятельности и выработки новых и т.д.
- степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов.
- возможно уже в курсовой работе осуществить постановкупроблемыисследования - теоретического или практического вопроса, ответ на который ещё не известен и на который предстоит ответить по завершении исследования.
- определениеобъектаисследования, например, социально-культурная деятельность подростков. Объект – это та объективная сфера социально - культурной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос – «что рассматриваем»?
На уровне курсовой работы объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.
- определение предмета исследования, т.е. какой именно аспект объекта исследования, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Например, содержание и особенности социально-культурной деятельности подростков. Предмет должен быть отражен уже в самой теме исследования. Предмет исследования отвечает на вопрос: «Как рассматривается объект?».
Предмет исследования всегда находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тематику исследования. Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.
- постановка цели исследования – в сжатом виде формулируется предполагаемый конечный результат, отражающий как теоретический, так и практический уровни исследования. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи исследования определяют ход и логику исследования они обычно совпадают с планом исследования и описывают, что именно автор хочет сделать в своей работе.
Например:
· охарактеризовать психологические особенности людей пожилого возраста и их влияние на социально-культурную деятельность.
Обычно формулируется не более трёх-четырёх задач, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленной цели:
· теоретических (осуществить анализ и оценкусостояния проблемы, раскрыть сущность понятий..., выявить особенности..., раскрыть потенциал ..., определить принципы и подходы ... и т.п.);
· методических, связанных с разработкой методик оценки ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в конкретном учреждении культуры или образовательном учреждении, изученияпотребностей посетителей культурно - досуговых учреждений и эффективности их деятельности, наблюдения за участниками массового мероприятия и т.д.;
· прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влияния на социально-культурную практику, т.е. выработку технологии либо методики активизации различных категорий участников социально-культурной деятельности, рекомендаций по улучшению взаимодействия различныхсоциально-культурных учреждений и т.д.
- гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Это то, что исследователь хочет проверить и доказать.
Например:
Обращение учреждений культуры к людям пожилого возраста, выработка моделей досуга, приемлемых для различных социальных групп людей пожилого возраста, широкое вовлечение их в социально – культурную деятельность, особенно во взаимоотношениях между разными поколениями и т.д.
- Методика исследования - определенный способ проведения исследования, отражающий характер отбора методов и их систематизации; алгоритм конструирования и организации исследования.
В курсовых работах как правило целесообразно использовать три группы методов:
· Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, моделирование, проектирование, обобщение и т.д.
· Методы эмпирического исследования,контент - анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, тестирование и т.д.
· Методы статистической обработки данных.
- Завершающей частью «Введения» является раздел структура и объем работы, в которой перечисляются все структурные компоненты и в количественном виде представляется объем основного текста работы, количество наименований источников, литературы, иллюстраций или таблиц в «Приложении».
Основная часть работы, посвящена последовательному раскрытию поставленных задач, она состоит из глав, которые включают в себя параграфы.
Основная часть работы отражает Вашу логику исследования, а потому рекомендации по её структурированию могут носить только рекомендательный характер.
Содержание курсовой работы представляет собой изложение материалов, полученных, как в ходе анализа и обобщения литературы, так и в ходе изучения практического опыта деятельности.
В главах отражается состояние изученности проблемы в системе гуманитарных наук, дается оценка состояния ее в практике, определяются подходы к ее решению, предлагается обоснованный механизм достижения поставленной цели и т.д.
При изложении материала необходимо следить за:
- логикой изложения, его последовательностью;
- доказательностью выводов, положений;
- органичным сочетанием теории и практики;
- ясностью и доступностью изложения.
Главы и отдельные параграфы завершаются краткими выводами (обобщениями) - своеобразным итогом работы. Очень важно, чтобы он подводил к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.
Как правило, первая глава является теоретико-методолгической, в ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка. Эта глава дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного анализа объекта и предмета темы в конкретной социокультурной обстановке.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта и предмета на материалах тех источников и литературы, на которых выполняется работа.
Третья глава может быть проектной (практической), в которой предлагаются соответствующие планы, проекты организации социально-культурной деятельности в различных аудиториях, учреждениях и лр.
Важнейшим этапом выполнения курсовой работы является изучение литературы и опыта культурно - досуговой деятельности.
Литература подбирается в соответствие с выбранной темой с помощью предметного каталога, имеющегося в библиотеке, тематических библиографических пособий, а также, рекомендаций руководителя.
Наряду с изучением литературы по теме, курсовая работа должна включать в себя материалы, полученные входе анализа иобобщения конкретного практического опыта.
Заключение – здесь подводятся основные результаты проведенного исследования, показывается степень решения поставленных во введении исследовательской цели и задач, намечаются направления дальнейшего исследования;
Библиографический списокрасполагается после «Заключения» и включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Даже если тот или иной источник не был отражен в работе, то в списке литературы его целесообразно отразить.
Приложения – здесь собираются материалы, использованные в процессе написания курсовой работы и иллюстрирующие мысль автора:
- тексты и таблицы обработки анкет или опросов;
- афиши;
- планы работ;
- сценарии.
Правила оформления текста курсовой и дипломной работ
Общим обязательным требованием к курсовым и дипломным работам является их грамотное оформление, в том числе научно-справочного аппарата, сносок, списка использованных источников, соответствие оформления современным требованиям. Для удобства восприятия, требования к оформлению текста курсовой и дипломной работ унифицированы и приведены в виде таблицы:
№ п/п | Объект унификации | Параметры унификации курсовой и дипломной работы |
Формат листа бумаги | А-4 (210х297 мм) Работа печатается на одной стороне листа на принтере | |
Величина шрифта | 14 кегль | |
Шрифт | Times New Roman | |
Междустрочный интервал | Полуторный (1,5) | |
Количество строк на странице | 28-30 строк | |
Абзац | 1 см Текст выравнивается по ширине | |
Поля (см) | Левое – 3; правое – 1,5; верхнее-2; нижнее – 2. | |
Общий объем работы | 1 курсовая работа – 25-30 страниц; 2 курсовая работа – 30-40 страниц; Дипломная работа – 60-80 страниц. | |
Объем введения | Не менее 2-3 страниц (15% от общего объема) | |
Объем основной части | Не менее 20 страниц | |
Объем заключения | Не менее 2 страниц (10% от общего объема) | |
Нумерация страниц | Сквозная, в верхней части по центру, либо в верхнем правом углу. На титульном листе номер страницы не проставляется | |
Последовательность приведения структурных частей работы | Титульный лист. Содержание (оглавление). Введение. Каждая новая глава. Параграфы главы. Заключение. Библиография. Приложения. | |
Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся посередине строки прописными (заглавными) буквами. Точка в конце наименования не ставиться | |
Структура основной части | 2 главы, соразмерные по объему | |
Библиография | 1 курсовая – 25-30 наименований; 2 курсовая – 30-35 наименований; Диплом – не менее 50 наименований. | |
Оформление содержания | Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений с указанием страниц начала каждой части. В содержание не включается титульный лист. | |
Структурные элементы работы | Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. В заголовках слова переносить нельзя. Расстояние между строкой текста и нижеследующим заголовком нужно отделять 4 межстрочными интервалами | |
Таблицы | Шапка таблицы – 12 кегль полужирный; Внутри таблицы – 12 кегль; Слово «таблица» пишется курсивом в верхнем углу 12 кеглем |