Правила оформления текста курсовой и дипломной работ

Содержание

Структура и содержание курсовой работы ……………………………..
Структурные элементы курсовой работы………………………………
Правила оформления текста курсовой и дипломной работ……………
Требования к оформлению цитируемого текста………………………..
Правила оформления библиографических ссылок……………………...
Примеры оформления библиографических ссылок…………………….
Требования к оформлению библиографического списка………………
Примеры библиографического описания……………………………….
Стандарты библиографического описания……………………………...
Правила оформления приложения………………………………………
Дипломная работа………………………………………………………..
Структура содержание прикладного раздела курсовой и дипломной работ…………………………………………….  
Структура и содержание презентации курсовой и дипломной работ…
Приложение 1. Образец оформления титульного листа……………….
Приложение 2. Образец оформления содержания (оглавления)………

Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста социально-культурной деятельности. Она выполняется студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Курсовая работа – составляющая часть целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры культурологии и литературы.

Тема курсовой работы формулируется студентом самостоятельно или выбирается из списка курсовых работ, разработанных на кафедре культурологии и литературы, в этом случае, для закрепления темы курсового исследования, студентом пишется заявление на имя декана, с указанием темы. Руководитель курсового исследования ставит согласование на заявлении студента, после чего по факультету издается распоряжение с закреплением тем курсовых работ на данный учебный год. Выбор темы и научного руководителя обусловлен сферой научных интересов студента. Однако необходимо помнить, что, определяя тему курсовой работы, студент тем самым обозначает свою будущую «узкую» специализацию.

В процессе выполнения курсовых работ ставятся следующие задачи:

- расширение степени освоения навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их в конкретной ситуации;

- интеграция знаний, полученных в процессе обучения;

- формирование научно-исследовательских знаний, умений и навы­ков, обеспечивающих активное включение студентов в процесс социаль­но-культурного проектирования;

- стимулирование студентов к доказательности своих утверждений, к развитию системного мышления, методологической рефлексии.

За время обучения студентами выполняется две курсовые работы. Первая курсовая работа выполняется на втором курсе по дисциплине «Социально-культурная деятельность».

Данная курсовая работа носит преимущественно реферативный характер, и выполняется в меньшем объеме (до 15 страниц). Необходимо обратить внимание на следующее:

- во введении к курсовой работе делается акцент на актуальности и социальной значимости избранной темы;

- аппарат исследования в обязательном порядке содержит определение цели работы и задачи исследования;

- работа состоит из 2 – 3 параграфов;

- пишется заключение;

- библиографический список включает в себя не менее 10 наименований.

Вторая курсовая работавыполняется на четвертом курсе по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности».

Объем данной курсовой работы не менее 30 страниц.

- аппарат исследования в обязательном порядке содержит:

- актуальность;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи работы.

- работа состоит из 2 глав;

- заключения;

- библиографический список включает в себя 25-30 наименований.

Структурные элементы курсовой работы

Структура курсовой работы состоит из нескольких частей:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть;

5) заключение;

6) библиография;

7) приложения.

Титульный лист – обязательный элемент курсовой работы. Сведения, размещенные на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). На титульном листе указывается наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедра, на которой выполнялась работа; фамилия, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилия, ученая степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.

Номер страницы на титульном листе не проставляется, несмотря на то, что с него начинается нумерация страниц всей работы.

Содержание (оглавление)– это логическая схема всей работы. В нем указываются названия глав, параграфов. Содержание (оглавление) размещается на странице, следующей сразу после титульного листа. Наименование разделов пишется прописными буквами, а подразделов – строчными буквами. Разделы нумеруются арабскими цифрами и состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Например:

  • РАЗДЕЛ 1,
    • Подраздел 1.1,
      • пункт 1.1.1,
        • подпункт 1.1.1.1.

Введение - это вступительная часть курсовой работы, помещаемая перед основным текстом, в которой формулируется и обосновывается ряд значимых положений работы:

- актуальность темы исследования предполагает обоснование научной и (или) практической значимости избранной темы, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества, возрождения традиционных направлений и форм социально-культурной деятельности и выработки новых и т.д.

- степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов.

- возможно уже в курсовой работе осуществить постановкупроблемыисследования - теоретического или практического вопроса, ответ на который ещё не известен и на который предстоит ответить по завершении исследования.

- определениеобъектаисследования, например, социально-культурная деятельность подростков. Объект – это та объективная сфера социально - культурной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос – «что рассматриваем»?

На уровне курсовой работы объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.

- определение предмета исследования, т.е. какой именно аспект объекта исследования, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Например, содержание и особенности социально-культурной деятельности подростков. Предмет должен быть отражен уже в самой теме исследования. Предмет исследования отвечает на вопрос: «Как рассматривается объект?».

Предмет исследования всегда находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тематику исследования. Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.

- постановка цели исследования – в сжатом виде формулируется предполагаемый конечный результат, отражающий как теоретический, так и практический уровни исследования. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.

задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи исследования определяют ход и логику исследования они обычно совпадают с планом исследования и описывают, что именно автор хочет сделать в своей работе.

Например:

· охарактеризовать психологические особенности людей пожилого возраста и их влияние на социально-культурную деятельность.

Обычно формулируется не более трёх-четырёх задач, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленной цели:

· теоретических (осуществить анализ и оценкусостояния проблемы, раскрыть сущность понятий..., выявить особенности..., раскрыть потен­циал ..., определить принципы и подходы ... и т.п.);

· методических, связанных с разработкой методик оценки ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в конкретном учрежде­нии культуры или образовательном учреждении, изученияпотребностей посетителей культурно - досуговых учреждений и эффективности их деятельности, наблюдения за участни­ками массового мероприятия и т.д.;

· прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влия­ния на социально-культурную практику, т.е. выработку техноло­гии либо методики активизации различных категорий участников социально-культурной деятельности, рекоменда­ций по улучшению взаимодействия различныхсоциально-культурных учреждений и т.д.

- гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Это то, что исследователь хочет проверить и доказать.

Например:

Обращение учреждений культуры к людям пожилого возраста, выработка моделей досуга, приемлемых для различных социальных групп людей пожилого возраста, широкое вовлечение их в социально – культурную деятельность, особенно во взаимоотношениях между разными поколениями и т.д.

- Методика исследования - определенный способ проведения исследо­вания, отражающий характер отбора методов и их систематизации; алго­ритм конструирования и организации исследования.

В курсовых работах как правило целесообразно использовать три группы методов:

· Методы теоретического исследования: теоретический анализ и син­тез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, моделирова­ние, проектирование, обобщение и т.д.

· Методы эмпирического исследования,контент - анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, метод экспертных оценок, педагогиче­ский эксперимент, тестирование и т.д.

· Методы статистической обработки данных.

- Завершающей частью «Введения» является раздел структура и объем работы, в которой перечисляются все структурные компоненты и в количественном виде представляется объем основного текста работы, количество наименований источников, литературы, иллюстраций или таблиц в «Приложении».

Основная часть работы, посвящена последовательному раскрытию поставленных задач, она состоит из глав, которые включают в себя па­раграфы.

Основная часть работы отражает Вашу логику исследования, а потому рекомендации по её структурированию могут носить только рекомендательный характер.

Содержание курсовой работы представляет собой изложение мате­риалов, полученных, как в ходе анализа и обобщения литературы, так и в ходе изучения практического опыта деятельности.

В главах отражается состояние изученности проблемы в системе гу­манитарных наук, дается оценка состояния ее в практике, определяются подходы к ее решению, предлагается обоснованный механизм достиже­ния поставленной цели и т.д.

При изложении материала необходимо следить за:

- логикой изложения, его последовательностью;

- доказательностью выводов, положений;

- органичным сочетанием теории и практики;

- ясностью и доступностью изложения.

Главы и отдельные параграфы завершаются краткими выводами (обобщениями) - своеобразным итогом работы. Очень важно, чтобы он подводил к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.

Как правило, первая глава является теоретико-методолгической, в ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка. Эта глава дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного анализа объекта и предмета темы в конкретной социокультурной обстановке.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта и предмета на материалах тех источников и литературы, на которых выполняется работа.

Третья глава может быть проектной (практической), в которой предлагаются соответствующие планы, проекты организации социально-культурной деятельности в различных аудиториях, учреждениях и лр.

Важнейшим этапом выполнения курсовой работы является изучение литературы и опыта культурно - досуговой деятельности.

Литература подбирается в соответствие с выбранной темой с помо­щью предметного каталога, имеющегося в библиотеке, тематических библиографических пособий, а также, рекомендаций руководителя.

Наряду с изучением литературы по теме, курсовая работа должна включать в себя материалы, полученные входе анализа иобобщения конкрет­ного практического опыта.

Заключение – здесь подводятся основные результаты проведенного исследования, показывается степень решения поставленных во введении исследовательской цели и задач, намечаются направления дальнейшего исследования;

Библиографический списокрасполагается после «Заключения» и включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Даже если тот или иной источник не был отражен в работе, то в списке литературы его целесообразно отразить.

Приложения – здесь собираются материалы, использованные в процессе написания курсовой работы и иллюстрирующие мысль автора:

- тексты и таблицы обработки анкет или опросов;

- афиши;

- планы работ;

- сценарии.

Правила оформления текста курсовой и дипломной работ

Общим обязательным требованием к курсовым и дипломным работам является их грамотное оформление, в том числе научно-справочного аппарата, сносок, списка использованных источников, соответствие оформления современным требованиям. Для удобства восприятия, требования к оформлению текста курсовой и дипломной работ унифицированы и приведены в виде таблицы:

№ п/п Объект унификации Параметры унификации курсовой и дипломной работы
Формат листа бумаги А-4 (210х297 мм) Работа печатается на одной стороне листа на принтере
Величина шрифта 14 кегль
Шрифт Times New Roman
Междустрочный интервал Полуторный (1,5)
Количество строк на странице 28-30 строк
Абзац 1 см Текст выравнивается по ширине
Поля (см) Левое – 3; правое – 1,5; верхнее-2; нижнее – 2.
Общий объем работы 1 курсовая работа – 25-30 страниц; 2 курсовая работа – 30-40 страниц; Дипломная работа – 60-80 страниц.
Объем введения Не менее 2-3 страниц (15% от общего объема)
Объем основной части Не менее 20 страниц
Объем заключения Не менее 2 страниц (10% от общего объема)
Нумерация страниц Сквозная, в верхней части по центру, либо в верхнем правом углу. На титульном листе номер страницы не проставляется
Последовательность приведения структурных частей работы Титульный лист. Содержание (оглавление). Введение. Каждая новая глава. Параграфы главы. Заключение. Библиография. Приложения.
Оформление структурных частей работы   Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся посередине строки прописными (заглавными) буквами. Точка в конце наименования не ставиться
Структура основной части 2 главы, соразмерные по объему
Библиография 1 курсовая – 25-30 наименований; 2 курсовая – 30-35 наименований; Диплом – не менее 50 наименований.
Оформление содержания   Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений с указанием страниц начала каждой части. В содержание не включается титульный лист.
Структурные элементы работы Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. В заголовках слова переносить нельзя. Расстояние между строкой текста и нижеследующим заголовком нужно отделять 4 межстрочными интервалами
Таблицы Шапка таблицы – 12 кегль полужирный; Внутри таблицы – 12 кегль; Слово «таблица» пишется курсивом в верхнем углу 12 кеглем

Наши рекомендации