Экологическая культура как результат экологического образования

Становление понятия «экологическая культура»

Вопросы экологической культуры были подняты на Первой
Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 г. [25], на которой ряд ведущих специалистов сформулировали свое понимание этих проблем. ,

Многолетнее изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д.Зверева, И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жиз­ни людей.

Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно




быть связано с самоограничением личного потребления и поис­ком оптимальных норм производственного потребления.

Не менее важно мнение Б. С. Кубанцева об экологической куль­туре. Он говорит о необходимости переориентации господствую­щего в мышлении соотечественников антропоцентрического мыш­ления, когда в центре всего и всея стоит человек («царь приро­ды»), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого, чем ныне, изу­чения объективных законов живой природы. Именно незнание, недооценка, игнорирование этих законов во всех формах хозяй­ственной деятельности привели к многочисленным экологическим проблемам. Научной основой оптимизации взаимоотношений че­ловека с природой, как справедливо считает В.Р.Душенков, мо­жет быть только экология, следование ее объективным законам: «Совокупность разнообразных форм деятельности человека, в кото­рых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы назы­ваем экологической культурой»(курсив мой. — С. Н.) [32. — С. 16].

Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтере­сованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осу­ществление, богатство нравственно-эстетических чувств и пере­живаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: зна­ние основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индиви­дуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимально­сти в процессе личного и производственного природопользования; вы­работку чувства ответственного отношения к природе, окружаю­щей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бы­товой и профессиональной деятельности.

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образова­ния — шло развитие понятия экологической культуры. У филосо­фов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н. Мо­исеев, С. Н. Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, Н.М.Мамедов, И.Д.Зверев, И. Т. Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления — понимание того, что на этапе цивилизационцых сдвигов, бурных общепланетарных изме­нений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культуроло-

гических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сде­лать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два про­цесса — образование человека и его становление как социокуль­турного индивида.

Поиск и определение новой позиции отчетливо проявляются на конференции 1998 г. «Экологическая культура и образование» [30], инициированной Российской академией образования. Спе­циалисты ищут принцип обновления, которое вносит экологи­ческий подход в рассмотрение вопросов образования и культуры. По мнению С. Н. Глазачева и О. Н. Козловой, он сводится к тому, что все явления окружающего мира, включая и человека со всеми его потребностями, интересами, деятельностью, следует рассмат­ривать в их взаимосвязанности, взаимозависимости. Авторы счита­ют, что должен утвердиться принцип «расширения зоны видения», — изучение не отдельных объектов, а восприятие мира в целом, не­обходима ориентация на абсолютные культурные ценности.

Этот принцип поддерживается многими. Г. Н.Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) долж­ны быть положены космические идеи В.И.Вернадского (косми­ческое мироощущение ученого, которое сродни чувству мировой гармонии). Наиболее значимым является его учение о биосфере и ее переходе в ноосферу — сферу разумно спланированного управления биологическим потенциалом Земли. Автор справедливо утвержда­ет: учение о ноосфере — это философская концепция единства Человека и Вселенной, которая позволяет осознать, «что Разум, управляющий нашими поступками, действует как в сфере матери­ального, так и в сфере духовного. Разум создает среду, в которой мы живем. И в этом плане Россия — духовно богатая страна своими святыми, писателями, учеными и философами... деятелями культу­ры, прокладывающими новые пути человечеству» [30. — С. 23]

Россия должна занять достойное место в мировом сообществе, но для этого надо поднять духовный уровень народа.

На необходимость гуманизации экологического образования, расширения понятия экологической культуры (привнесения в него представлений о всеобщих ценностях, взгляда на мир как на це­лостный организм), на его объективную красоту и неповтори­мость указывали почти все участники конференции (А. М.Буровский, Н.В.Груздева, Н.Беркова, С.А.Варфоломеев, И.Д.Зверев, Л. П.Печко и многие другие). При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию — в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омерт­вело» (Е.Б.Кнорре). Техногенная культура Запада, которая сло­жилась на значительных территориях Земли к концу второго тысячелетия и которая претендует на всеобщее распространение, бездуховна, ориентирована на удовлетворение лишь материаль­ных потребностей человека.



22 23

Экологиявсе чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Становление экологической культуры личности в процессе экологического образования при таком под­ходе может сложиться лишь в том случае, если продумана страте­гия интеграции знания в образовании.

В.А.Игнатова всесторонне (теоретически и эксперименталь­но) изучает процесс становления экологической культуры у школь­ников [10]. Исходной в ее исследовании является такая позиция: экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, отдель­ная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической куль­туры являются универсальные ценности и такие способы деятель­ности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснован­ные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и де­ятельность человека, действия, экологически сообразные соци-оприродной среде.

По ее мнению, познавательная модель экологического обра­зования должна строиться на теориях, рассматривающих всеоб­щие взаимосвязи. К ним относится, например, синергетика, опи­сывающая мир как процесс развития иерархически устроенной макросистемы. Синергетика позволяет понять универсальное един­ство мира, в котором случайность, неопределенность являются фундаментальными свойствами мироздания. Синергетика дает представление о том, как из хаоса возникает сложная и упоря­доченная система, дает полное, развернутое понимание процес­сов развития и эволюции различных систем, как происходит их самоорганизация и организация биологических, планетарных, космических, социальных и других систем. Автор утверждает, что такой подход к рассмотрению социоприродных и техноген­ных систем вскрывает механизмы их одновременного существо­вания, взаимодействия и развития и поэтому может стать новой (более высокого уровня) основой интеграции содержания образования.

В. А. Игнатовой в течение пяти лет предпринималась экспери­ментальная проверка данной идеи: старшеклассники одной из школ города Тюмени изучали экспериментальные интегрирован­ные курсы «Основы экологической культуры» и «Основы совре­менного естествознания»; контрольный класс в том же часовом объеме изучал предмет «Экология». Интегрированные курсы были нацелены на формирование у учащихся основ экологической куль­туры, базирующихся на экологическом мировоззрении, экологи­ческом мышлении, экологическом сознании, гуманистических идеях и общечеловеческих ценностях как то: Земля, Природа, Че­ловек, Здоровье.

Не вдаваясь в подробности эксперимента, скажем о выводе, к которому пришла В.А.Игнатова.

Экологическая культура может быть сформирована у школь­ников в процессе обучения при определенных условиях. Ключе­выми показателями экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщенная картина мира, понимание системности и процессуальности мира; эколо­гическое мышление; экологически целесообразная деятельность и поведение.

Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитар­ного знания в содержании образования.

Для теоретического обоснования методики экологического вос­питания дошкольников, формирования у детей начал экологи­ческой культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие поло­жения биоэкологии — первоосновы экологического знания (Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.М.Чернова, И.Н.Понома­рева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человече­ство лишь на последней стадии исторического развития стало гео­логической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образова­ния, при любых способах интеграции его содержания знание эко­логических законов природы должно быть обязательным для каждо­го человека, оно должно составить первооснову экологической культуры. Нельзя не согласиться с И.Н.Пономаревой, которая утверждает: «Современная ориентация на развитие экологической культуры как главной задачи экологического образования ставит своей наипервейшей целью сформировать знания о законах, по которым живет природа, систему основополагающих понятий о принципах, идеях... и процессах в живой природе» [30. — С. 13].

Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на жи­мы с системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией до­школьников.




Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологиче­ской — распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической — применимо для лю­бого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообще­ствах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической — оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и под­держание определенных условий для них, т.е. практическую дея­тельность; с психологической — познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обо­значенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры. По суще­ству понятие «организм и среда» — это императив экологического подхода в ознакомлении дошкольников с природой.

Большинство исследователей, рассматривая феномен эколо­гической культуры, опираются на подсистемы понятия, в каче­стве которых выступают экологическое мышление, экологичес­кое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. эко­логическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое мышление определяется как мысли­тельный акт для решения конкретной экологической задачи. Че­ловек, вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т. е. мышление определяет действие, поведение, конк­ретную деятельность.

Экологическое сознание — это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы (Э. В.Гирусов, А. Н.Кочер-гин, Ю.Г.Марков, Н.Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмо­ций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятель­ности: историческую оценку достижений человечества во взаимо­действии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет про­гнозирование — умение предвидеть ближайшие и отдаленные по­следствия воздействия человека на природную среду. Неслучайно исследователями выдвинута модель «опережающего образования» (А.Д.Урсул и др.), в рамках которого создается некий идеал: на него ориентируется образовательный процесс — от прошлого кнастоящему и в направлении к будущему.

26
Таким образом, экологическая культура — это сложная катего­рия, которая развивается на протяжении всей жизни человека; на­чало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Наши рекомендации