К проблемам специального образования. Первые законодательные акты в области образования
Целенаправленную государственную помощь людям с ограниченными возможностями в Англии начинают оказывать в последней трети XIX в. Все проводимые политические и организационные меры стали возможны вследствие перехода страны к новому способу промышленного производства, предопределившего рост городов, увеличиB потребности в минимальной грамотности населения, а главное, в квалифицированных, грамотных рабочих.
Социальное развитие и усложнение городской инфраструктуры повлекли за собой также увеличение случаев и форм отклоняющегося от нормы поведения (пьянства, воровства, проституции, бродяжничества), особенно в социально неблагополучных слоях населения, в том числе - среди людей с ограниченными возможностями. Вовлечение их в систему образования, а затем и в производство должHo было способствовать, согласно представлениям того времени, превращению таких людей в полезных членов общества.
В связи с тем, что большое количество рабочих мест занимали дети, возникла настоятельная необходимость пО'лучения ими элементарного начального образования. Для детей из народа еще в ХУП 1 столетии действовали приходские школы и школы для бедных. Собственником школ, основанных на пожертвованиях, бьmа англиканская церковь, что бьmо закреплено законом, принятым еще в 1662 г.
В таких школах детей учили в основном чтению. Письму и арифмеI'ике обучали не всегда. Большое внимание уделялось изучению рел игии. Среднее образование было доступно только детям из привилегированных классов.
В конце XVIll в. школы для бедных стали приходить в упадок.
Возникло движение за создание воскресных школ для работающих нетей, которые структурно оформились уже к началу XIX столетия. для детей из беднейших слоев населения организовывались индустриальные школы, где обучали ремеслам и элементам грамоты. В 1811 г. бьmо основано Национальное общество развития образования для бедных.
Уже в 1830 Г. начальные школы посещали 346 тыс. детей. В этот период в сельской местности создаются «деревенские школы». Но всех перечисленных мер по-прежнему недостаточно. Результаты проведенного в 1833 Г. изучения состояния начального образования показали, что только один ребенок из 10 детей школьного возраста пOлучает хотя бы какое-то образование. В том же году парламент прИЗНал необходимость частичного финансирования народного образования, однако большая часть средств уходила на содержание чaСТНЫХ школ.
Закон о фабричных детях (1834 Г.) обязывал работодателей открыlIать школы для работающих на фабриках детей моложе 14 лет и запрещал принимать на работу детей без удостоверения о посешении школы. С этого же года стали создаваться школы для бедных при работных домах - учреждениях для беспризорных детей, сирот и пOдкидышеЙ.
Несмотря на указанные законодательные акты и наличие некоторого числа образовательных учреждений, школ продолжало не хватaTb.
Следующим шагом, способствовавшим развитию начального образования и косвенно - развитию специального, послужило введение в 1870 г. обязательного начального образования (Акт об образовании В. Фостера). Согласно этому закону, школьным советам разрешалось создавать государственные светские школы (в дополнение 1\. существующим церковным). Бьmа обозначена более важная задачa - сделать начальное обучение доступным не только для детей, но и для взрослых. Кроме того, 33- и 34-я статьи этого законодательного акта обязывали школьные советы обучать всех детей без исключения, в том числе и «идиотов».
В следующем законе, принятом в 1880 г. и получившим название Образовательный акт Э.Д. Мандела (1880), посещение детьми школ (;тановилось обязательным. В соответствии с этим заметно увеличилOCb и количество государственных школ.
Помощь детям и подросткам, имеющим нарушения слуха, развивалась под влиянием передового опыта европейских стран - ГерманИИ, Италии, Нидерландов, где в это время широко внедрялся УСТный метод обучения. -
Большая заслуга в его распространении в Ан глии принадлежала баронессе Мейер фон Ротшильд, организовав шей «Ассоциацию орального обучения» и основавшей в 1872 1. школу для глухих «Фитцрой Сквер» (директор В. Прааг). Это учеб ное заведение служило для английских школ для глухих детей при мером успешной реализации чистого устного метода и на протяже нии нескольких десятилетий способствовало его утверждению 11 этой стране. Почти одновременно в Манчестере бьта открыта школа, также работающая по чистому устному методу (директор Г. Ball Аш). Обеими школами руководили голландцы, получившие подго товку в Германии.
К числу распространителей этого метода обучения глухих можно отнести и Т. Арнольда, автора первого на английском языке издания по методике обучения устному методу «Education of Deaf-Mutes, 11 Manual [ог Teachers,), которое вышло в свет в 1888 г.
В 1886 г. в связи с принятием указанных актов об образовании, увеличением количества школ назрел вопрос проверки исполнеНИя законодательных актов о начальном образовании. Специально со зданная для этого королевская комиссия (под председательством лорда Чарльза Кросса) выявила в общеобразовательных школах зна чительное число «отсталых детей», которые требовали «особого вни мания,) (лорд Дж. Эггертон). В этом заключении комиссии содержа лись предпосьтки для вьщеления детей с умственной отсталостью и из общего числа неуспевающих. (Доклад комиссии бьт опубликован 11 1889 г.) Затем последовал «Билль об образовании слепых и глухих,), который обязывал местные власти создавать специальные школы ДЛЯ слепых и для глухих детей и обучать их бесплатно; устанавливалИСь сроки обучения: для глухих - 9 лет (с 7 до 16 лет), для слепых - 11 (с 5 до 16 лет). В Шотландии соответствующий закон бьт принят в 1890 г.; в Англии тремя годами позже (из-за дебатов относительно ис точников финансирования, сроков обучения и т.д.). Помимо госу дарственных школ сохранились и продолжали развиваться частные' учебные заведения, на которые также распространялось государ ственное финансирование. При этом оговаривалось, что дети с не значительными нарушениями зрения имеют право посещать общеобразовательные школы (по желанию родителей).