Тема: Методика работы над педагогическими вопросами и задачами
Цель работы: формирование умений задавать или записывать вопросы и разрабатывать качественные задачи
Задачи: 1. Научиться, правильно формулировать вопросы.
2. Научиться, правильно формулировать качественные задачи.
Оснащение занятия: материалы лекций по курсу.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вопрос - форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.
Понятие «задача» широко используется в различных видах человеческой деятельности. Поэтому многозначность данного термина неизбежна. Не случайно до настоящего времени в литературе нет общепринятого определения «задачи».
В психолого-педагогической характеристике понятия «задача» можно выделить несколько направлений:
1. В качестве исходного, используется понятие «проблемная ситуация»;
2. Задача понимается как цель деятельности субъекта, заданная в определенных условиях;
3. Рассматривается знаковый характер задачи.
Авторы первого направления подчеркивают, что понятие задачи тесно связано с понятием проблемной ситуации, но это не одно и то же. Проблемная ситуация предшествует задаче и порождает ее, а решение задачи - это достижение цели, что должно привести к снятию проблемной ситуации.
Различая понятия «задача» и «проблемная ситуация» А.М Матюшкин отмечает, что «термин задача» обычно используют для обозначения интеллектуальных заданий, включающих вопрос или цель действия, условия выполнения действий и некоторые требования к выполняемым действиям (т.е. с помощью задачи обозначают лишь некоторые объективно задаваемые характеристики действия). Субъект не важен для определения задачи, так как задача по своей структуре представляет объективно заданное и сформулированное в словесной или знаковой форме отношение между определенными условиями, характеризуемыми как «известное» и тем, что требуется найти («искомое»). В большинстве случаев решение задачи - это процесс преобразования некоторой начальной ситуации в некоторую конечную.
Проблемная ситуация не составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Она характеризует, прежде всего, психологическое состояние субъекта (учащегося), возникающее в процессе взаимодействия.
Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.
Таблица 8 - Распределение заданий по уровням сложности
Уровень (обусловлен основными этапами усвоения знаний) | Виды уровневых заданий | ||
Вопрос | Задача | Задание | |
1 уровень – базовый Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного. | · Что называется… · В каком году… · Кто написал… · Как формулируется… · Что изображено… | Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя). | Теоретическое: · Приведите (запишите факты), примеры, доказательства… · Расскажите… · Перечислите… · Назовите, что произошло… Практическое: · Зарисуйте схему (рисунок, график)… · Прочитайте отрывок… · Составьте план… |
2 уровень Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия. | · Какова причина… · Что объединяет… · Чем отличается… · Почему… · Какова основная мысль… · Чем объясняется… | Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа. | Теоретическое: · Найдите факты, подтверждающие… · Сравните… · Объясните… Практическое: · Постройте схему (диаграмму, график)… · Заполните таблицу… · Составьте схему по рисунку… |
3 уровень Цель: творческое использование знаний. Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне. | · Чем будут отличаться… · Доказать или опровергнуть утверждение… · Какой вывод можно сделать… · Какие условия необходимы для… | Задача, требующая · Применения знаний в новых (нестандартных) условиях, · Закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин (комбинирования), · Решаемая несколькими способами, · Олимпиадная (требующая догадки). | Теоретическое: · Сделайте сравнительный анализ (классификацию)… · Обобщите… · Оцените значимость… · Смоделируйте… · Предложите способ… Практическое: · Сконструируйте… · Сделайте вывод… · Напишите сочинение… · Выполните модель… · Сделайте проект… |
Вопрос должен всегда начинаться с глагола.
Савенков А.И. например предлагает поделить вопросы на две большие группы.
Уточняющие (прямые вопросы). Верно ли, что …? Надо ли создавать …? Должен ли …? Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные.
Восполняющие, т.е. направленные на восполнение недостающего знания (или неопределенные, непрямые вопросы). Они обычно включают в свой состав слова «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др. Эти вопросы тоже могут быть простыми и сложными.
Анатолий Гин в пособии «Приемы педагогической техники» знакомит педагогов и учащихся с тремя видами вопросов: репродуктивные, расширяющие и развивающие.
Репродуктивные вопросы. Ответ на них – повторение уже известного. Обычно это те вопросы, на которые мы можем всегда ответить, вспоминая материал урока, или который прочитали в учебнике. «Такие вопросы неинтересны» - пишет автор приемов.
Расширяющие знаниявопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить неизвестное об этом объекте, но не претендует на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Загашев И.О.выделяет свою модификацию систематики вопросов:
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по – моему, вы сказали о …?»
Объясняющие вопросы «Почему?».
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что изменилось бы в мире, если бы …?», «Как вы думаете, как будет …?».
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Классификация задач
Задачи классифицируют по многим признакам: по содержанию, назначению глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия, степени трудности и т. д.
По содержанию задачи следует разделить, прежде всего в зависимости от их материала. Различают задачи по механике, молекулярной физике, электродинамике и т. д. Такое деление условно в том отношении, что нередко в условии задачи используются сведения из нескольких разделов дисциплины.
Различают задачи с абстрактным и конкретным содержанием. Достоинство абстрактных задач состоит в том, что в них выделяется и подчеркивается физическая сущность, выяснению которой не мешают несущественные детали. Достоинство конкретных задач - большая наглядность и связь с жизнью.
Задачи, содержащие материал о технике, промышленном и сельскохозяйственном производстве, транспорте и связи, называют задачами с политехническим содержанием.
Содержание политехнических задач должно быть тесно связано с изучаемым программным материалом. Рассматриваемый технический объект или явление, как правило, должны иметь широкое применение в народном хозяйстве. В задаче должны быть использованы реальные данные о машинах, процессах и т. д. и поставлены вопросы, которые действительно встречаются на практике. Технические задачи не только по содержанию, но и по форме должны, возможно, ближе подходить к условиям, встречающимся в жизни, где в задачах «ничего не дано», а необходимые данные приходится находить по схемам, чертежам, брать из справочной литературы или из опытов.
Ряд задач содержит сведения исторического характера: данные о классических физических опытах, открытиях, изобретениях или даже исторических легендах. Такие задачи называют задачами с историческим содержанием.
Широкое распространение получили занимательные задачи. Отличительная их черта - использование необычных, парадоксальных или занимательных фактов или явлений.
В зависимости от характера и методов исследований вопросов различают качественные и вычислительные задачи. Качественными называют задачи, при решении которых устанавливают только качественную зависимость между физическими величинами. Как правило, вычисления при решении таких задач не производят. Иногда этот вид задач в методической литературе называют по-другому: задачи - вопросы, логические задачи, качественные вопросы и др.
Количественными называют задачи, при решении которых устанавливают количественную зависимость между искомыми величинами, а ответ получают в виде формулы или определенного числа.
По способу решения различают устные, экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Деление это условно в том отношении, что при решении большинства задач применяют несколько способов.
Качественная задача - это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе использования законов и методов физики, при решении которой внимание учащихся не отвлекается математическими расчетами, а полностью сосредоточено на выявлении существенного в явлениях и процессах, на установление взаимосвязи между ними.
Качественные задачи обычно используют как средство закрепления изученного материала. Очень полезны такого типа задачи при опросе, так как они дают возможность за короткое время выяснить усвоение сущности рассматриваемого вопроса. Успешное решение качественных задач показывает осознанность их знаний, отсутствие формализма в усвоении материала. Такие задачи весьма разнообразны по тематике, содержанию и сложности.
Решают качественные задачи, строя логические умозаключения, основанные на физических законах, с помощью индукции и дедукции. При решении этих задач анализ и синтез связаны так тесно между собой, что их иногда разделить нельзя, т. е. возможен только аналитико-синтетический способ рассуждений.
Схема решения качественных задач примерно следующая:
· чтение условия задачи, выяснение всех терминов в ее условии;
· анализ условия задачи, выяснение физических явлений, построение (если это требуется) схемы или чертежа;
· построение аналитико-синтетической цепи рассуждений;
· анализ полученного ответа с точки зрения его физического смысла, соответствия условию и реальности.
Таблица 9 - Виды задач и заданий в зависимости от целей урока
Дидактические цели урока | Виды задач и вопросов, соответствующие целям урока |
Установление сходства или различия объектов изучения, выявление особенностей | Задачи на сравнение |
Формирование умений самостоятельно добывать знания, навыки работы со справочной литературой | Задачи на использование справочной и технической литературы |
Изучение свойств и отношений рассматриваемых объектов в естественных условиях | Задачи на наблюдение |
Выделение свойств, принадлежащих множеству сходных объектов | Задачи на обобщение |
Иллюстрирование изучаемых свойств и отношений | Задачи на проведение опыта |
Выявление причинно-следственных связей и закономерностей | Задачи на выяснение причины того или иного явления |
Формирование понятий | Задачи, с помощью которых учащиеся подводят к осознанию понятий или сами формулируют их определения |
Формирование умений и навыков решения расчетных производственных задач | Задачи на подсчет площадей, трудозатрат, заработной платы, расхода материалов |
Формирование знаний характеристик технологических процессов | Задачи на составление схем технологического процесса |
Формирование умений планировать свою работу | Задачи на составление технологических карт |
Формирование организационных умений | Задачи на подбор звена бригады для выполнения определенной работы |
Формирование умений контролировать свою работу и оценивать ее качество | Задачи, связанные с проверкой по ГОСТам соблюдения норм и правил |
Систематизация знаний | Составление таблиц, выполнение задач, связанных с классификацией изучаемых объектов |
Упражнения в творческом применении знаний и умений | Продуктивные (творческие) задачи |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Выписать из учебного плана название профиля подготовки или специальность, квалификацию, срок обучения.
2. Определить дисциплину, название темы урока, цели урока.
3. Выписать текст содержания темы из учебной программы дисциплины.
4. Выполнить анализ содержания темы и составить краткий конспект темы с целью детализации не раскрытых в программе учебных элементов.
5. Составить 3 вопроса на выбранную тему дисциплины.
6. Составить 2 задачи (качественную и количественную) на выбранную тему дисциплины.
7. Защитить работу у преподавателя.
Практическая работа № 10(4 ч)