Методические рекомендации для студентов. «Диагностика адаптационного периода первоклассников»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКИ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДНЕВНИК
УЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
«Диагностика адаптационного периода первоклассников»»
(для 3 курса ОФО/ЗФО)
КРАСНОДАР
Задачи практики:
1. Развитие у студентов психологической наблюдательности и формирование навыков психодиагностисеской работы индивидуально и с группами школьников, определяющей готовность ребенка к школе по различным аспектам.
2. Студенты должны сформировать умения анализировать, систематизировать педагогические факты, установить причинно-следственные связи.
3. Студенты должны за время практики изучить организацию преемственности между детским садом школой, семьей и школой.
4. Выполнение функций воспитателя ДОУ. Освоение элементов деятельности школьного психолога.
Отчетная документация по практике:
На протяжении всего периода практики студенты ведут дневник.
Дневник учебно-педагогической практики
(на первой странице дневника)
Дневник студента-практиканта_____________________________
Факультета________________ППК______________________________
Группы______32___________________________________________
Практика проводится в школе №__20___города__г. Краснодара
В классе 1 «А»_с « 31 » октября по « 13 » ноября 2016 г.
Ф.И.О. студента (учителя)___Бондаренко Ольги Викторовны____________________________
Расписание уроков
№ урока | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. |
1. | Математика | Литературное чтение | Изобразительное искусство | Литературное чтение | Русский язык |
2. | Русский язык | Математика | Русский язык | Математика | Музыка |
3. | Физическая культура | Русский язык | Физическая культура | Русский язык | Физическая культура |
4. | Литературное чтение | Кубановед. | Литературное чтение | Технология | Окружающий мир |
Список учащихся
№ п/п | Фамилия, имя | Интересы, склонности, индивидуальные особенности |
1. | Абаева Арина Андреевна | Танцы, музыка. |
2. | Апанасов Александр Евгеньевич | Футбол, танцы, бассейн. |
3. | Беспалов Максим Сергеевич | Бассейн. |
4. | Бойко Мария Николаевна | Театральное искусство, бассейн. |
5. | Головко Галина Александровна | Танцы. |
6. | Голубых Кирилл Вадимович | Футбол. |
7. | Гончарова Наталья Алексеевна | Балет, бассейн. |
8. | Гризенко Надежда Александровна | Оригами, танцы. |
9. | Гуцкалова Наталья Андреевна | Балет. |
10. | Гущин Егор Евгеньевич | Футбол. |
11. | Завгородняя Елизавета Александровна | Танцы, музыка. |
12. | Киреев Владимир Алексеевич | Балет,бассейн,футбол. |
13. | Кириченко Дарья Дмитриевна | Балет. |
14. | Козлова Мария Евгеньевна | Балет. |
15. | Козырев Ярослав Викторович | Футбол. |
16. | Лаврецкий Гордей Денисович | Танцы, бассейн. |
17. | Лымарь Михаил Евгеньевич | Футбол. |
18. | Лямин Артём Сергеевич | Футбол. |
19. | Миусская Валерия Денисовна | Музыка. |
20. | Михайлова Мария Дмитриевна | Танцы, музыка. |
21. | Нечипоренко Дарья Константиновна | Музыка |
22. | Николаенко Иван Алексеевич | Каратэ. |
23. | Поддубная Анастасия Григорьевна | Танцы, музыка. |
24. | Редькина Арина Вячеславовна | Музыка. |
25. | Редько Никита Дмитриевич | Футбол. |
26. | Рикаев Егор Денисович | Танцы, музыка. |
27. | Степовик Вероника Владимировна | Танцы, музыка. |
28. | Стеценко Владимир Артёмович | Футбол, бассейн. |
29. | Уманцев Артём Сергевич | Бассейн |
30. | Шерстенников Егор Романович | Танцы |
31. | Шипицина Екатерина Евгеньевна | Танцы, музыка |
32. | Яковлева Ксения Сергеевна | Танцы, кружок по театральному мастерству |
Дата | Деятельность учителя (студента-практиканта) | Деятельность класса | Деятельность отдельных школьников (выделяющихся из общего фона) | Психолого-педагогические примечания по ходу урока |
31.10 | Игровая деятельность | Игровая деят. | __ | Дети активны во всех игровых действиях |
1.11 | Игровая деятельность | Игровая деят. | __ | Дети получают положительные эмоции от игры |
2.11 | Игровая деятельность | Активные игры | __ | Увлечены играми |
3.11 | История оригами, объяснение основ оригами | Заняты работой из бумаги | __ | Дети активно выполняли предложенную работу |
4.11 | Наблюдение | Проведение викторины | __ | Ребята заинтересованы процессом |
7.11 | Наблюдение | Ребята активно отвечали во время урока | __ | Дети неусидчивы. Иногда присутствует нарушение дисциплины |
8.11 | Наблюдение | Класс работал с учителем и выполнял все предложенные задания | __ | Концентрация внимания сформирована не полностью, дети иногда отвлекаются на посторонние звуки и происшествия |
9.11 | Наблюдение | Класс работает с материалом, предложенным учителем | __ | Ученики выполняют все задания, которые дает учитель. Дети ждут похвалы, которая служит мотивационным мотивом |
10.11 | Наблюдение | Дети активно работали на уроке и задавали много вопросов учителю | __ | Учителю удалось вовлечь в работу всех, однако не были учтены знания по предмету учащихся. Более сильные ученики справлялись с работой очень быстро. |
11.11 | Наблюдение | Ребята на уроке были деятельностны | __ | Детям особенно нравится уроки, где они получают какие-либо новые знания, они охотно учатся им. |
1. Составить анализ психологического урока (по плану):
1.Создание положительной мотивации;
2.Организация внимания;
3. Организация деятельности мышления;
4. Организация восприятия учебного материала;
5.Организация работы памяти;
6. Эмоциональная сторона урока;
7. Особенности общения учителя с учащимися на уроке.
Анализ психологического урока: тема урока «Я и Родина»
1.Формирование положительной мотивации у ребёнка младшего школьного возраста непосредственно связано с общим положительным отношением ребёнка к школе, широтой его интересов, любознательностью. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких и социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться. На уроке учитель предлагает наглядно-образный материал, своего рода, атрибут, который будет связан с темой урока(в нашем случае, государственный флаг РФ, а также флаг Краснодарского Края).
2.Даёт краткую информацию о представленном выше наглядном материале, тем самым фокусируя и удерживая внимание ребят на предмете, а значит, и на теме урока.
3.Организация деятельности мышления заключается в четко построенном предложении детям самостоятельно привести свои индивидуальные ассоциации в соответствие с обсуждаемой в классе темой. Дидактическое подведение детей к новым, ранее не приходившим в их головы, мыслям (путем общей беседы) или по Я.А. Коменскому, использование «повивального искусства».
4.Организация восприятия учебного материала непременно ориентированная на младший школьный возраст, а именно, на неустойчивое только формирующееся и кратковременное умение сосредотачивать внимание на чем-то конкретном.
5.Организация работы памяти также заключается в ориентирование на образную память дошкольника. Это означает, что учитель использует заранее подготовленный учебный материал, который должен быть: ярким, крупным, необычным, выполненным из качественного материала, гипоаллергенным, и самое главное, способным заинтересовать ребёнка.
6. Эмоциональная сторона урока была благоприятная, на протяжении всего времени преобладало несколько приподнятое настроение в классе (мы допускаем, это связано с тем, что дети были рады появлению нового взрослого человека в коллективе).
7. Особенности общения учителя с учащимися на уроке: учитель вел себя достаточно эмоционально, тем самым, удерживая внимания учащихся и завоевывая их доверие. Были гиперактивные дети, неспособные усидеть на месте больше пяти минут, в таком случае им тут же предлагали принять участие в организации урока, тем самым переключая его внимание и обуславливая его активность в учебной деятельности.
2. Психолого-педагогическая характеристика на класс. Психологическая характеристика личности ученика, диагностика школьников (1-2 школьников), методы проведения, психологическая готовность;
3. Подготовка детей к школе, психолого-педагогическая готовность к школе детей (анализ подготовительного периода школьников);
4. план психологической работы на период практики
(руководство игровой деятельностью детей, планы индивидуальной работы с детьми и т. д.);
5. Материал по работе с родителями (беседы, консультации.- 4-5 )
6. Причины и способы коррекции негативных проявлений в поведении учащихся:
ПРИЧИНЫ | СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ |
соматические заболевания | профилактика, индивидуальный подход |
несформированная произвольность внимания | применение специальных подборок учебного материала |
7. Отчет о прохождении педагогической практики с анализом собственной педагогической деятельности:
На этапе завершения прохождения психолого-педагогической практики в начальной школе нами был сделан вывод о том, что преимущественно достаточно хорошо адаптированы к обучению в школе и не испытывают трудностей в процессе. Нельзя не отметить, что есть группа детей, которые оказались менее подготовлены к обучению в школе, что проявляется в недостаточной сформированности произвольного внимания, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Некоторые дети отличались гиперактивностью, что затрудняло процесс концентрации внимания на том или ином учебном предмете. Мы провели работу в такими учениками, включающую в себя, по большей части, творческую деятельность и работу с родителями. Было замечено, что после проведения такого рода работы с детьми, они стали лучше адаптироваться к окружающей обстановке, наиболее четко стали разграничивать время для формальной и неформальной обстановке. Из этого можно сделать вывод о том, что наше педагогическое общение детей имело благоприятное влияние на класс в целом, а избранные нами педагогические инструменты и методы оправдали свою профпригодность.
8. Характеристика с места проведения практики, заверенную подписью учителем и печатью директора с оценкой.
9. Составить программу педагога-психолога на период практики. (цель, задачи, и т. д)
Содержание практики
Практиканты работают в тесном контакте с учителями первых классов и завучем начальных классов.
В период практики студенты глубоко и целенаправленно знакомятся с важнейшей педагогической проблемой - обеспечение преемственности дошкольных учреждений и начальных классов школы в воспитании и обучении детей. В ходе педагогической практики учебно-исследовательская работа студентов направлена на выявление степени готовности детей, в частности конкретного, произвольно выбранного первоклассника, к обучению в школе.
Студенты знакомятся с особенностями, организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы учителя с учащимися 1 класса в период начальной адаптации детей к школьным условиям; ведут педагогические наблюдения, сбор и обработку эмпирических данных, учатся делать обобщения, выводы. Студенты актуализируют, обобщают, пополняют и активно используют на практике теоретические знания по педагогике, психологии, методикам, совершенствуют свои педагогические умения, убеждаются в правильности выбора профессии.
Студенты осознают, насколько необходима постоянная и систематическая самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая активность, добросовестность и др.
Первый день
Встреча студентов с администрацией школы (директором, завучем начальных классов), учителями начальных классов. Ознакомление с задачами начальной школы, реализацией преемственности учебно-воспитательной работы с детским садом.
Экскурсия по школе, знакомство с оснащением педагогического процесса в начальных классах. Выявление мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе.
Студенты распределяются по классам, знакомятся с учащимися, наблюдают за ними во время уроков. Практиканты помогают учителю в работе с родителями первоклассников: изучают анкеты для родителей, уточняют сведения о составе семьи, домашних условиях и возможностях воспитания и обучения детей, характера подготовки детей к школе и т.д.
Методические рекомендации для студентов.
Внутреннюю позицию школьника вам поможет выяснить тест "Мотивационная готовность", предложенный в конце рабочей программы (в приложении).
Второй-третий дни
Педагогические наблюдения за уроком и их анализ. Самостоятельное исследование психологической готовности двух-трех детей к школе; выявление характера их отношений со сверстниками.
Методические рекомендации для студентов
При наблюдении за уроками и анализе исследуйте наиболее полно их организационную сторону. Для этого особое внимание обратите, прежде всего, на следующее:
1. С помощью каких способов учитель создает деловой настрой у детей? Какова мотивация детей к обучению; из чего складывается атмосфера делового сотрудничества на уроке? Как можно охарактеризовать стиль учителя в общении с учащимися - авторитарный, демократический, либеральный?
2. Степень готовности к уроку классного помещения (освещение, проветривался ли класс перед занятием, степень чистоты, состояние классной доски, оборудование, технические средства обучения);
3. Степень оснащенности учащихся к уроку (учебники, тетради, канцелярские принадлежности, материалы и приспособления для работы на уроках труда, рисования и др.).
4. В каком физическом состоянии находятся учащиеся: включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия. Указать причину, по которой дети сохраняют бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке: стремление к деловому общению или вялость, сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность, плаксивость, стремление быть "в тени", не выделяться. ЕСЛИ ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, подбодрить и, если возможно, оказать помощь, Психологическую готовность одного-двух детей к школе вам помогут выявить предложенные в приложении тесты, выяснить характер отношений первоклассников со сверстниками - методики
Четвёртый-шестой дни
Продолжение наблюдений за уроками и их анализ. Проведение диагностики социального развития первоклассников; определение их физической подготовленности к обучению в школе, изучение медицинских карт.