Методические рекомендации для студентов. «Диагностика адаптационного периода первоклассников»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКИ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДНЕВНИК

УЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

«Диагностика адаптационного периода первоклассников»»

(для 3 курса ОФО/ЗФО)

КРАСНОДАР

Задачи практики:

1. Развитие у студентов психологической наблюдательности и формирование навыков психодиагностисеской работы индивидуально и с группами школьников, определяющей готовность ребенка к школе по различным аспектам.

2. Студенты должны сформировать умения анализировать, систематизировать педагогические факты, установить причинно-следственные связи.

3. Студенты должны за время практики изучить организацию преемственности между детским садом школой, семьей и школой.

4. Выполнение функций воспитателя ДОУ. Освоение элементов деятельности школьного психолога.

Отчетная документация по практике:

На протяжении всего периода практики студенты ведут дневник.

Дневник учебно-педагогической практики

(на первой странице дневника)

Дневник студента-практиканта_____________________________

Факультета________________ППК______________________________

Группы______32___________________________________________

Практика проводится в школе №__20___города__г. Краснодара

В классе 1 «А»_с « 31 » октября по « 13 » ноября 2016 г.

Ф.И.О. студента (учителя)___Бондаренко Ольги Викторовны____________________________

Расписание уроков

№ урока Пн. Вт. Ср. Чт. Пт.
1. Математика Литературное чтение Изобразительное искусство Литературное чтение Русский язык
2. Русский язык Математика Русский язык Математика Музыка
3. Физическая культура Русский язык Физическая культура Русский язык Физическая культура
4. Литературное чтение Кубановед. Литературное чтение Технология Окружающий мир

Список учащихся

№ п/п Фамилия, имя Интересы, склонности, индивидуальные особенности
1. Абаева Арина Андреевна Танцы, музыка.
2. Апанасов Александр Евгеньевич Футбол, танцы, бассейн.
3. Беспалов Максим Сергеевич Бассейн.
4. Бойко Мария Николаевна Театральное искусство, бассейн.
5. Головко Галина Александровна Танцы.
6. Голубых Кирилл Вадимович Футбол.
7. Гончарова Наталья Алексеевна Балет, бассейн.
8. Гризенко Надежда Александровна Оригами, танцы.
9. Гуцкалова Наталья Андреевна Балет.
10. Гущин Егор Евгеньевич Футбол.
11. Завгородняя Елизавета Александровна Танцы, музыка.
12. Киреев Владимир Алексеевич Балет,бассейн,футбол.
13. Кириченко Дарья Дмитриевна Балет.
14. Козлова Мария Евгеньевна Балет.
15. Козырев Ярослав Викторович Футбол.
16. Лаврецкий Гордей Денисович Танцы, бассейн.
17. Лымарь Михаил Евгеньевич Футбол.
18. Лямин Артём Сергеевич Футбол.
19. Миусская Валерия Денисовна Музыка.
20. Михайлова Мария Дмитриевна Танцы, музыка.
21. Нечипоренко Дарья Константиновна Музыка
22. Николаенко Иван Алексеевич Каратэ.
23. Поддубная Анастасия Григорьевна Танцы, музыка.
24. Редькина Арина Вячеславовна Музыка.
25. Редько Никита Дмитриевич Футбол.
26. Рикаев Егор Денисович Танцы, музыка.
27. Степовик Вероника Владимировна Танцы, музыка.
28. Стеценко Владимир Артёмович Футбол, бассейн.
29. Уманцев Артём Сергевич Бассейн
30. Шерстенников Егор Романович Танцы
31. Шипицина Екатерина Евгеньевна Танцы, музыка
32. Яковлева Ксения Сергеевна Танцы, кружок по театральному мастерству
Дата Деятельность учителя (студента-практиканта) Деятельность класса Деятельность отдельных школьников (выделяющихся из общего фона) Психолого-педагогические примечания по ходу урока
31.10 Игровая деятельность Игровая деят. __ Дети активны во всех игровых действиях
1.11 Игровая деятельность Игровая деят. __ Дети получают положительные эмоции от игры
2.11 Игровая деятельность Активные игры __ Увлечены играми
3.11 История оригами, объяснение основ оригами Заняты работой из бумаги __ Дети активно выполняли предложенную работу
4.11 Наблюдение Проведение викторины __ Ребята заинтересованы процессом
7.11 Наблюдение Ребята активно отвечали во время урока __ Дети неусидчивы. Иногда присутствует нарушение дисциплины
8.11 Наблюдение Класс работал с учителем и выполнял все предложенные задания __ Концентрация внимания сформирована не полностью, дети иногда отвлекаются на посторонние звуки и происшествия
9.11 Наблюдение Класс работает с материалом, предложенным учителем __ Ученики выполняют все задания, которые дает учитель. Дети ждут похвалы, которая служит мотивационным мотивом
10.11 Наблюдение Дети активно работали на уроке и задавали много вопросов учителю __ Учителю удалось вовлечь в работу всех, однако не были учтены знания по предмету учащихся. Более сильные ученики справлялись с работой очень быстро.
11.11 Наблюдение Ребята на уроке были деятельностны __ Детям особенно нравится уроки, где они получают какие-либо новые знания, они охотно учатся им.

1. Составить анализ психологического урока (по плану):

1.Создание положительной мотивации;

2.Организация внимания;

3. Организация деятельности мышления;

4. Организация восприятия учебного материала;

5.Организация работы памяти;

6. Эмоциональная сторона урока;

7. Особенности общения учителя с учащимися на уроке.

Анализ психологического урока: тема урока «Я и Родина»

1.Формирование положительной мотивации у ребёнка младшего школьного возраста непосредственно связано с общим положительным отношением ребёнка к школе, широтой его интересов, любознательностью. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких и социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться. На уроке учитель предлагает наглядно-образный материал, своего рода, атрибут, который будет связан с темой урока(в нашем случае, государственный флаг РФ, а также флаг Краснодарского Края).

2.Даёт краткую информацию о представленном выше наглядном материале, тем самым фокусируя и удерживая внимание ребят на предмете, а значит, и на теме урока.

3.Организация деятельности мышления заключается в четко построенном предложении детям самостоятельно привести свои индивидуальные ассоциации в соответствие с обсуждаемой в классе темой. Дидактическое подведение детей к новым, ранее не приходившим в их головы, мыслям (путем общей беседы) или по Я.А. Коменскому, использование «повивального искусства».

4.Организация восприятия учебного материала непременно ориентированная на младший школьный возраст, а именно, на неустойчивое только формирующееся и кратковременное умение сосредотачивать внимание на чем-то конкретном.

5.Организация работы памяти также заключается в ориентирование на образную память дошкольника. Это означает, что учитель использует заранее подготовленный учебный материал, который должен быть: ярким, крупным, необычным, выполненным из качественного материала, гипоаллергенным, и самое главное, способным заинтересовать ребёнка.

6. Эмоциональная сторона урока была благоприятная, на протяжении всего времени преобладало несколько приподнятое настроение в классе (мы допускаем, это связано с тем, что дети были рады появлению нового взрослого человека в коллективе).

7. Особенности общения учителя с учащимися на уроке: учитель вел себя достаточно эмоционально, тем самым, удерживая внимания учащихся и завоевывая их доверие. Были гиперактивные дети, неспособные усидеть на месте больше пяти минут, в таком случае им тут же предлагали принять участие в организации урока, тем самым переключая его внимание и обуславливая его активность в учебной деятельности.

2. Психолого-педагогическая характеристика на класс. Психологическая характеристика личности ученика, диагностика школьников (1-2 школьников), методы проведения, психологическая готовность;

3. Подготовка детей к школе, психолого-педагогическая готовность к школе детей (анализ подготовительного периода школьников);

4. план психологической работы на период практики

(руководство игровой деятельностью детей, планы индивидуальной работы с детьми и т. д.);

5. Материал по работе с родителями (беседы, консультации.- 4-5 )

6. Причины и способы коррекции негативных проявлений в поведении учащихся:

ПРИЧИНЫ СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ
соматические заболевания профилактика, индивидуальный подход
несформированная произвольность внимания применение специальных подборок учебного материала

7. Отчет о прохождении педагогической практики с анализом собственной педагогической деятельности:

На этапе завершения прохождения психолого-педагогической практики в начальной школе нами был сделан вывод о том, что преимущественно достаточно хорошо адаптированы к обучению в школе и не испытывают трудностей в процессе. Нельзя не отметить, что есть группа детей, которые оказались менее подготовлены к обучению в школе, что проявляется в недостаточной сформированности произвольного внимания, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Некоторые дети отличались гиперактивностью, что затрудняло процесс концентрации внимания на том или ином учебном предмете. Мы провели работу в такими учениками, включающую в себя, по большей части, творческую деятельность и работу с родителями. Было замечено, что после проведения такого рода работы с детьми, они стали лучше адаптироваться к окружающей обстановке, наиболее четко стали разграничивать время для формальной и неформальной обстановке. Из этого можно сделать вывод о том, что наше педагогическое общение детей имело благоприятное влияние на класс в целом, а избранные нами педагогические инструменты и методы оправдали свою профпригодность.

8. Характеристика с места проведения практики, заверенную подписью учителем и печатью директора с оценкой.

9. Составить программу педагога-психолога на период практики. (цель, задачи, и т. д)

Содержание практики

Практиканты работают в тесном контакте с учителями первых классов и завучем начальных классов.

В период практики студенты глубоко и целенаправленно знакомятся с важнейшей педагогической проблемой - обеспечение преемственности дошкольных учреждений и начальных классов школы в воспитании и обучении детей. В ходе педагогической практики учебно-исследовательская работа студентов направлена на выявление степени готовности детей, в частности конкретного, произвольно выбранного первоклассника, к обучению в школе.

Студенты знакомятся с особенностями, организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательной работы учителя с учащимися 1 класса в период начальной адаптации детей к школьным условиям; ведут педагогические наблюдения, сбор и обработку эмпирических данных, учатся делать обобщения, выводы. Студенты актуализируют, обобщают, пополняют и активно используют на практике теоретические знания по педагогике, психологии, методикам, совершенствуют свои педагогические умения, убеждаются в правильности выбора профессии.

Студенты осознают, насколько необходима постоянная и систематическая самообразовательная работа по овладению педагогическим мастерством, современными педагогическими технологиями, убеждаются, как важно воспитывать у себя такие профессионально значимые качества личности, как любовь к детям, доброта, социальная и творческая активность, добросовестность и др.

Первый день

Встреча студентов с администрацией школы (директором, завучем начальных классов), учителями начальных классов. Ознакомление с задачами начальной школы, реализацией преемственности учебно-воспитательной работы с детским садом.

Экскурсия по школе, знакомство с оснащением педагогического процесса в начальных классах. Выявление мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе.

Студенты распределяются по классам, знакомятся с учащимися, наблюдают за ними во время уроков. Практиканты помогают учителю в работе с родителями первоклассников: изучают анкеты для родителей, уточняют сведения о составе семьи, домашних условиях и возможностях воспитания и обучения детей, характера подготовки детей к школе и т.д.

Методические рекомендации для студентов.

Внутреннюю позицию школьника вам поможет выяснить тест "Мотивационная готовность", предложенный в конце рабочей программы (в приложении).

Второй-третий дни

Педагогические наблюдения за уроком и их анализ. Самостоятельное исследование психологической готовности двух-трех детей к школе; выявление характера их отношений со сверстниками.

Методические рекомендации для студентов

При наблюдении за уроками и анализе исследуйте наиболее полно их организационную сторону. Для этого особое внимание обратите, прежде всего, на следующее:

1. С помощью каких способов учитель создает деловой настрой у детей? Какова мотивация детей к обучению; из чего складывается атмосфера делового сотрудничества на уроке? Как можно охарактеризовать стиль учителя в общении с учащимися - авторитарный, демократический, либеральный?

2. Степень готовности к уроку классного помещения (освещение, проветривался ли класс перед занятием, степень чистоты, состояние классной доски, оборудование, технические средства обучения);

3. Степень оснащенности учащихся к уроку (учебники, тетради, канцелярские принадлежности, материалы и приспособления для работы на уроках труда, рисования и др.).

4. В каком физическом состоянии находятся учащиеся: включаются ли в работу на уроке сразу, сохраняют ли работоспособность в течение всего занятия. Указать причину, по которой дети сохраняют бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке: стремление к деловому общению или вялость, сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность, нежелание общаться со сверстниками, рассеянность, плаксивость, стремление быть "в тени", не выделяться. ЕСЛИ ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, подбодрить и, если возможно, оказать помощь, Психологическую готовность одного-двух детей к школе вам помогут выявить предложенные в приложении тесты, выяснить характер отношений первоклассников со сверстниками - методики

Четвёртый-шестой дни

Продолжение наблюдений за уроками и их анализ. Проведение диагностики социального развития первоклассников; определение их физической подготовленности к обучению в школе, изучение медицинских карт.

Наши рекомендации