Обучение детей движениям и воспитание физических качеств.

Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники.

1. Этап первоначального разучивания физического упражнения: формирование умения выполнять новое двигательное действие в общих чертах – воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.

2. Этап углубленного разучивания физического упражнения: уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

3. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель словами регулирует движения дошкольников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения к двигательной деятельности.

Физическая подготовленность–уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека.

Одна из важных сторон физического воспитания дошкольника – воспитание физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки.

Среди физических качеств особое место занимает ловкость – комплексная способность человека целесообразно координировать свои движения, точно выполнять их и рационально решать двигательные задачи. Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами (“челночный бег”), бег с оббеганием препятствий и др.

Быстротахарактеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью и проявляется в разных формах:

ü быстрая реакция на сигнал к действию;

ü быстрота одиночного движения;

ü способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу);

ü частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.).

Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое на­ряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями че­ловека.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознатель­но, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.

Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения. Стрейчинг — это метод фиксированной растяжки.

Под силой как двигательным качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила – способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени и Относительная сила – это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела.

Выносливость – способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности.

Методы обучения детей основным движениям: показ, объяснение, указания, подкрепления

Очень важно также заинтересовать ребенка, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Для этого перед ним ставят задачу как можно лучше выполнить упражнение, а также широко применяюся задания игрового и имитационного характера.

Упражнения в основных движениях подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:

— помоги, но не навреди;

— заинтересуй, но не настаивай;

--каждый ребенок индивидуален.


Наши рекомендации