Обучение детей движениям и воспитание физических качеств.
Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление навыка и усовершенствование техники.
1. Этап первоначального разучивания физического упражнения: формирование умения выполнять новое двигательное действие в общих чертах – воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.
2. Этап углубленного разучивания физического упражнения: уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не пользуясь показом. Если движения сложные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.
3. Этап закрепления двигательного навыка и усовершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель словами регулирует движения дошкольников, предлагает им творческие задания, направленные на воспитание творческого отношения к двигательной деятельности.
Физическая подготовленность–уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека.
Одна из важных сторон физического воспитания дошкольника – воспитание физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки.
Среди физических качеств особое место занимает ловкость – комплексная способность человека целесообразно координировать свои движения, точно выполнять их и рационально решать двигательные задачи. Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами (“челночный бег”), бег с оббеганием препятствий и др.
Быстротахарактеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью и проявляется в разных формах:
ü быстрая реакция на сигнал к действию;
ü быстрота одиночного движения;
ü способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу);
ü частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.).
Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.
Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.
Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения. Стрейчинг — это метод фиксированной растяжки.
Под силой как двигательным качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила – способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени и Относительная сила – это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела.
Выносливость – способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности.
Методы обучения детей основным движениям: показ, объяснение, указания, подкрепления
Очень важно также заинтересовать ребенка, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Для этого перед ним ставят задачу как можно лучше выполнить упражнение, а также широко применяюся задания игрового и имитационного характера.
Упражнения в основных движениях подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
— помоги, но не навреди;
— заинтересуй, но не настаивай;
--каждый ребенок индивидуален.