Тема 9. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

План:

1. Характеристика физических качеств (быстрота, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость).

2. Значение физических качеств в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

3. Методика воспитания физических качеств.

¨ Тестирование физических качеств дошкольников.

¨ Задачи по воспитанию физических качеств.

¨ Требования к подбору игр и физических упражнений.

¨ Игры и физические упражнения.

Методические рекомендации.

Воспитание физических качеств одна из важнейших сторон физического воспитания детей.

Педагоги, физиологи считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено. Двигательные умения и двигательные качества обеспечивают единство двигательного действия. Воспитание предусматривает активные и целенаправленные воздействие на рост показателей физических качеств.

Экспериментальная часть работы проводится с детьми той группы, в которой работает студент по определению уровня развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.

Литература.

1. Вавилова Е. Н. «Развивайте у дошкольников ловкость, силу и выносливость» М., 1981.

2. Бутик И. И. Развитие физических способностей детей. – М., Пр., 1996.

3. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях (учебник) – М., Пр., 1984.

4. Шебеко Б. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. Л. Физическое воспитание дошкольников – М., Академия, 1996.

5. Ноткина Н. А. Оценка физической подготовленности детей. Журнал «Дошкольное воспитание», 1989 г. № 10.

6. «Теория и методика физической культуры дошкольников» СПб-2004 г. Под редакцией С. О. Филипповой, Г. Н.Понаморева.

7. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Москва 2002 г., Аркти.

8. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения под редакцией С. О. Филипповой, Детство-Пресс. 2005 г.

9. Оценка физического нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. (Составитель Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович). Акцидент, 1999г.

10. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. Составитель Н. А. Ноткина, СПб ЛОУУ, 1995 г.

11. Э. А. Степаненкова Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. - Москва Академия.

ТЕМЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ №2 (тема на выбор студента)

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития двигательной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями

2. Стрейчинговые упражнения в работе с детьми с речевыми нарушениями по развитию гибкости.

3. Циклические упражнения в работе с детьми с речевыми нарушениями для развития выносливости.

4. Особенности физического воспитания детей с речевыми нарушениями с ослабленным здоровьем.

5. Формирование представлений о своих двигательных способностях у детей 5-7 года жизни с речевыми нарушениями.

6. Эффективность применения круговой тренировки на занятиях с детьми с речевыми нарушениями по физической культуре.

7. Совершенствование содержания средств и методов физического воспитания детей 5-7 лет с речевыми нарушениями с учетом их функциональных возможностей.

8. Преемственность в работе детского сада и начальной школы по формированию здоровья детей с речевыми нарушениями.

9. Использование ритмической гимнастики в детском саду с детьми с речевыми нарушениями.

10. Кружковая работа с детьми как средство формирования здоровья детей с речевыми нарушениями.

11. Влияние игр с мячом на психофизическое и умственное развитие ребенка с речевыми нарушениями.

12. Совершенствование техники бега детей с речевыми нарушениями.

13. Русские народные подвижные игры в учебном процессе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

14. Педагогические проблемы физической подготовки детей с речевыми нарушениями к школе в детском саду.

15. Воспитание нравственно-волевых качеств личности ребенка с речевыми нарушениями в процессе занятий физическими упражнениями.

16. Формирование элементов самовоспитания детей с речевыми нарушениями в различных формах физической деятельности.

17. Индивидуально-дифференцированный подход к детям с речевыми нарушениями при формировании у них положительного отношения к физической культуре.

18. Физическая подготовка детей с речевыми нарушениями к школе.

19. Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья детей с речевыми нарушениями.

20. Программы развития двигательной сферы дошкольников с речевыми нарушениями

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2004.- 140 .

2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указатель (1990 -2004 гг.).- Мурманск, 2005. -130 с.

3. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.

5. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1986.

6. Васюкова П. И., Лескова Г. П., Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990.

7. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль: Гринго, 1996.- 176 с.

8. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. – М.: ФиС, 1992.

9. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. школа, 1987.

10. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Уч. пособие. - Л., 1988.

11. Выдрин В. М. Введение в профессиональную деятельность. - СПб.,1995.

12. Выдрин В. М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Уч. пособие. – СПб., 1997.

13. Глебович Б., Постников А. Бадминтон для детей. - М., 1986.

14. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста).- Мн.: НМ Центр, 1997.- 176 с.

15. Глазырина Л. Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. - Мн.,1997.

16. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду. - М., 1977.

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.

18. Детские народные подвижные игры /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 1995.- 224 с.

19. Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. - М.: ФиС, 1988.

20. Дмитриев А.А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания: Автореф. дис… докт. пед. наук. - М.,1989.

21. Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. – С. 296 –308.

22. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. - М., 1990. - 64 с.

23. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. - М., 1996.- 32 с.

24. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. - М.: Карапуз, 1997.

25. Карпушко Н. А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре. –М.: ГЦОЛИФК, 1992.

26. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.

27. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области. - Мурманск, 1994.- 96 с.

28. Копылов Ю. А. Беречь осанку смолоду // ФК в школе. - 1994.- № 2.

29. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М., 1992.

30. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет).- М.: Спарт, 1992.- 96 с.

31. Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. - М., 1988.

32. Пустынникова Л. Н. Региональная программа физического воспитания “Система”. - Пермь, 1995. - 54 с.

Дополнительная литература

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.

2. Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. - Мурманск: МГПИ, 1998.- 116 с.

3. Алябьева Н. В. Преемственность в работе детского сада и школы по воспитанию здорового ребенка //Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире: Мат. науч. - практ. конф. – Мурманск, 1998.

4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

5. Антипин Ю. Г. Массаж и физкультура для детей в возрасте до трех лет. - К.: Здоровье, 1992.

6. Мартынов С. М. Главное, попасть в точку: О нетрадиционных методах реабилитации часто болеющих детей. – М., 1996. – 209 с.

7. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М., 1991.

8. Матвеев Л П. Теория и методика физической культуры - М.: ФиС, 1991. – 543 с.

9. Нестеров Р. Физкультурное занятие //Пед. вестник. - 1997.- № 6. - С.8.

10. Нестерова З. И. Выше, дальше, точнее. - Шадринск, 1997.- 124 с.

11. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. – М.: ФиС, 1988.

12. Основы теории и методики физической культуры. /Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986.

13. Ратов И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). – Мн., 1994.

14. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б. А. Ашмарина. - М. 1990.

15. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. - Ставрополь, 1998.

16. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14лет. - М.: Новая школа, 1994.- 288 с.

17. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней образовательной школы /Н. В. Барышева, В. М. Минияров и др. - Самара, 1995.

18. Физическая культура шестилеток. – Мн.: Нар. асвета , 1987.

19. Физическая культура для всей семьи /Сост. Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. – М., 1990.

20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библ. указатель (1917- 1990гг.) /Сост. Н. В. Алябьева. - Мурманск, 1994.- 147с.

21. Физическое самовоспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: Метод. реком. – М., 1991 /Сост. М. Я. Виленский, Н. В. Алябьева.

22. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.

23. Холодов Ж. К. , Попов В. П. Папа, мама и я – физкультурная семья. – Мн.,1989.

24. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. - М., 1996.- 192 с.

Наши рекомендации