Воспитание физических качеств

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Силой в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. По своей характеристике различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении. Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Сила измеряется с помощью динамометров. Средний показатель силы кисти у мужчин находится на уровне 60-70 кг, а у женщин – 50-55 кг. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела или с применением снарядов.

Величину отягощения можно дозировать:

- в процентах к максимальному весу;

- по разности от максимального веса;

- по числу возможных повторений в одном подходе.

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. Метод максимальных усилий характеризуется выполнением упражнений с применением предельных или около предельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). Метод повторных усилий (или метод до отказа) предусматривает упражнения с отягощением, соответствующим 30-70% рекордного. Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений. Под определением быстрота понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движения, а также двигательные реакции.

При оценке быстроты различают:

- латентное время двигательной реакции;

- скорость одиночного движения;

- частоту движений.

Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:

- фазу увеличения скорости (разгона);

- фазу относительной стабилизации скорости.

По своей характеристике различают не простую реакцию при выполнении определенного движения. При этом известен сигнал, который внезапно появляется (выстрел стартового пистолета).

Сложная реакция характеризуется реакцией на движущийся объект и реакция выбора (игровые виды спорта). При воспитании реакции выбора идут от простого к сложному. При любых вариантах воспитания быстроты средства ее воспитания должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованием:

· техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях;

· степень освоения упражнений настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения;

· продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Для воспитания быстроты применяют методы: повторный, переменный, игровой и соревновательный.

Выносливость как физическое качество связано с утомлением, поэтому ее можно определить так: выносливость – это способность противостоять утомлению. Различают два вида выносливости.

Общая выносливость – это способность выполнить работу с невысокой интенсивностью в течение длительного времени за счет аэробных источников энергоснабжения. Общая выносливость – основа для воспитания специальной выносливости. Методы воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу с определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникшее утомление. Различают виды выносливости: скоростная, силовая, статическая. Скоростная выносливость связана с выполнением циклических упражнений, при этом в организме человека проявляется кислородный долг.

Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения, требующие значительного проявления силы. Выносливость к статическим усилиям – способность в течение длительного времени поддерживать мышечное напряжение без изменения позы. Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

· осваивать координационно сложные двигательные задания;

· быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (спортивные игры);

· повышать сложность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствует систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной активности.

Гибкость – способность выполнять движение с большей амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности. По своей характеристике различают:

- динамическую, которая проявляется в движениях;

- статическую, которая сохраняет позу и положение тела;

- активную с проявлением собственных усилий;

- пассивную за счет внешних сил.

Наши рекомендации