Четыре самых неэффективных мотивационных стиля
1. Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен - скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.
Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
2. Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
3. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, какого это - выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
4. Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы - и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.
Педагогические ситуации
Перед окончанием первой четверти в школе проводились итоговые контрольные работы. Учительница, чтобы повысить ответственность школьников за свою работу, сказала им:
- Кто напишет контрольную работу на пять, тот получит пятерку в четверти по математике.
Саша очень старался. Он был внимательным, сосредоточенным, хотя на уроке не всегда успевал выполнить все задания учителя. Контрольную работу он написал на «отлично». За четверть по математике получил «4».
На вопрос мальчика, почему ему поставили в четверти «4», учительница ответила, что он не занимался на пять в течение четверти.
Задание: Объясните поступок учителя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Практические задания:
1. Какие методы, приемы, пути и средства, применяемыми вашими школьными педагогами, способствовали развитию познавательного интереса к предмету?
2. Составьте рекомендации для учителей по развитию любознательности и познавательного интереса у детей.
3. Составьте рекомендации для родителей, как повысить интерес ребенка к учебе.
Список литературы
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.
- Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000, 175 с.
- Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.
- Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Педагогика, 2000. – 304 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.
- Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения, М., 2006.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.