Тест по теме: Фонетика и фонология
1. Фонетика исследует ______.
а. работу произносительного аппарата
б. акустическую характеристику звуковых явлений
в. природные шумы
г. восприятие звуковых явлений носителями языка
д. а, б и г
е. все вышеперечисленное
2. Современная фонетика различает в звуке речи следующие аспекты ______.
а. функциональный (или лингвистический)
б. артикуляторный
в. акустический
г. перцептивный
д. а, б и г
е. а, в и г
ж. все вышеперечисленное
3. Фонетика связана со следующими нелингвистическими дисциплинами: ______.
а. анатомия и физиология
б. акустика речи
в. психология
г. педагогика
д. а, б и г
е. а, б и в
ж. все вышеперечисленное
4. Общая фонетика изучает ______.
а. общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека
б. аномалии произносительного аппарата человека
в. акустические особенности звуковых единиц и их спектральные характеристики
г. закономерности сочетания звуков, влияния особенностей одного из соседних звуков на другой
д. природу слога и факторы, обусловливающие слогоделение
е. фонетическую организацию слова (в частности ударение и сингармонизм)
ж. средства, которые используются для интонации
з. а, б, г, д, е, и ж
и. а, в, г, д, е, и ж
к. все вышеперечисленное
5. Физическая природа речевых звуков является предметом ______.
а. артикуляторной фонетики
б. перцептивной фонетики
в. акустической фонетики
г. функциональной фонетики
6. Физиологический механизм звукопроизводства является предметом ______.
а. акустической фонетики
б. функциональной фонетики
в. артикуляторной фонетики
г. перцептивной фонетики
7. Механизм восприятия звуков находится в ведении ______.
а. артикуляторной фонетики
б. акустической фонетики
в. функциональной фонетики
г. перцептивной фонетики
8. Интонация, ударение и принципы слогоделения рассматриваются ______.
а. акустической фонетикой
б. просодической фонетикой
в. артикуляторной фонетикой
г. перцептивной фонетикой
9. Функции звуков и их место в системе языка рассматриваются ______.
а. перцептивной фонетикой
б. функциональной фонетикой
в. просодической фонетикой
г. акустической фонетикой
10. Звуковой строй языка – это ______
а. звуки речи и правила их сочетания в слове
б. правила сочетания звуков речи в потоке речи
в. инвентарь звуков языка и их система
г. звуковые законы
д. а и в
е. все вышеперечисленное
11. На письме все особенности звучания передаются ______
а. транслитерацией
б. транскрипцией
в. транспозицией
г. трансформацией
12. ______ каждый звук человеческой речи представлен (записан) с помощью отдельного знака, или символа.
а. В транскрипционной системе
б. В наборе трансформаций
в. В различных видах транспозиции
г. При транслитерации
13. Русская Фонетическая Азбука (РФА) была разработана отечественными фонетистами для записи русской речи ______.
а. европейскими исследователями русского языка, собиравшими материалы для ведущих университетов западной Европы
б. средствами универсальной системы записи звучащей речи славянских языков
в. для диалектологических экспедиций, собиравших материалы для Диалектологического атласа русского языка
14. Международный Фонетический Алфавит (МФА) разработан на основе ______ алфавита.
а. английского
б. греческого
в. латинского
г. немецкого
15. Диакритики – это ______знаки, применяющиеся в буквенных и отчасти слоговых типах письма для изменения или уточнения значения отдельных знаков, например: двоеточие как знак долготы гласного.
а. внутристрочные
б. надстрочные
в. подстрочные
г. а и в
д. все вышеперечисленное
16. ______ применяются при исследовании фонетики и предполагают использование особых приборов.
а. Палатография
б. Тензопалатография
в. Рентгенография
г. Осциллография
д. Фонография
е. и спектрография
ж. а, б, в, д и е
з. а, б, в, г и е
е. все вышеперечисленное
17. ______ используется для измерения силы артикуляции.
а. Палатография
б. Тензопалатография
в. Рентгенография
г. Осциллография
д. Спектрография
18. ______ используется для установления места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.
а. Палатография
б. Тензопалатография
в. Рентгенография
г. Осциллография
д. Спектрография
19. ______ дает общую акустическую картину звука.
а. Палатография
б. Тензопалатография
в. Рентгенография
г. Осциллография
д. Спектрография
20. ______ позволяет видеть положение органов речи и их движение.
а. Палатография
б. Тензопалатография
в. Рентгенография
г. Осциллография
д. Спектрография
21. ______ позволяет определять длительность, высоту и интенсивность звуков.
а. Палатография
б. Тензопалатография
в. Рентгенография
г. Осциллография
д. Спектрография
22. Фонетика имеет прикладное значение в разных областях, но не используется ______.
а. для рационализации письма (графики и орфографии)
б. для обучения правильному произношению (особенно на неродном языке)
в. для диагностики и исправления недостатков речи (в логопедии и сурдопедагогике)
г. для установления национальной принадлежности говорящего
д. для проверки средств связи и повышения их эффективности
е. для автоматического распознавания речи
23. Универсальные классификации гласных и согласных звуков речи основаны на ______
а. артикуляционных свойствах
б. акустических свойствах
в. функциональных свойствах
г. а и в
д. а и б
е. все вышеперечисленное
24. Артикуляционная классификация гласных строится на основе следующих признаков, за исключением ______
а. степень подъема языка
б. поведение голосовых связок
в. степень продвинутости языка вперед или назад
г. положение губ
д. положение мягкого неба
25. Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков, ______
а. активный действующий орган, образующий преграду
б. способ образования преграды
в. степень подъема языка
г. поведение голосовых связок
д. положение мягкого неба
26. ______ – изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и изменение в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных.
а. Ассимиляция
б. Диссимиляция
в. Аккомодация
г. Редукция
27. ______ – артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания между звуками одного типа.
а. Ассимиляция
б. Диссимиляция
в. Аккомодация
г. Редукция
28. ______ – расподобление артикуляции двух или более одинаковых или подобных звуков друг другу в потоке речи в пределах слов, утрата ими общих фонетических признаков.
а. Ассимиляция
б. Диссимиляция
в. Аккомодация
г. Редукция
29. ______ – изменение артикуляционных и акустических характеристик звука, вызванное сокращением его длительности или ослаблением напряженности.
а. Аккомодация
б. Редукция
в. Ассимиляция
г. Диссимиляция
30. ______ – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.
а. словоформа
б. речевой акт
в. слог
г. сегментное средство
31. Фонема – это ______.
а. кратчайшая линейная единица звукового строя языка
б. минимальная значащая единица языка
в. кратчайшая линейная единица языка, наделённая значением
г. универсальное обозначение звуковой единицы языка
32. Характеризуя слог как прикрытый / неприкрытый, следует обращать внимание на ______.
а. начальный звук в слоге
б. конечный звук в слоге
в. слогообразующий звук
г. позицию слога в слове
33. ______ – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.
а. эмфаза
б. экспрессивность
в. ударение
г. тон
34. К компонентам ударения не относится ______.
а. интенсивность
б. высота голосового тона
в. ритм
г. длительность
35. В зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают ______ ударение.
а. словесное
б. синтагматическое (тактовое)
в. фразовое
г. монотоническое
д. логическое
е. а, б, в и д
ж. а, б, в и г
з. все вышеперечисленное