Фонетика. фонология. орфоэпия. графика. орфография

№ п/п   Тема всего     Кол-во часов (лекции) Кол-во часов (практич.) Самост. работа (кол. час)
Предмет фонетики. Понятие об основных единицах фонетической системы рус. яз.        
Артикуляционная классификация звуков.  
Характеристика надсегмен­­тных единиц рус. Фонетической системы: слог, ударение, интонация  
Изменение звуков в потоке речи. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.  
Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.  
Фонология как особый раздел фонетики. Понятие о фонеме. Система согласных фонем русского языка.  
Система гласных фонем русского языка.  
  Парадигматика и синтагматика фонем. Понятие фонемы и ее аллофонов в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах.Основные тенденции в области развития русской фонологической системы. Теорети- ческое и практическое значение фонологии.
Понятие об орфоэпии. Историч. основа рус. Орфоэпии. Связь произносительных норм с фонетическими законами. Причины отклонения от норм рус. лит. произн.      
  Основные правила орфоэпии в области согласных и гласных. Вариантность орфоэпических норм как рез-т их развития. Стилистическ. разновидности рус. лит. произноше ния. Орфоэпические словари и спра вочники. Орфоэпия в школе.  
  Краткая хар-ка рус. Алфавита. Соотношение букв и фонем. Слоговой принцип рус. Графики Краткие сведения из истории рус. графики.  
Русская орфография. Общая хар-ка. Основной принцип рус. орфографии. Ан-з орфографических правил рус. яз. с т. зр. Основного принципа    
    Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания Раздельные, слитные и полуслитные написания. Правила переноса. Стро­ч­ные и прописные буквы. Краткие сведения из ис­тории рус. орфографии. Орфографические словари и справочники      
  Итого

Модули по «Современному русскому литературному языку. Фонетика. Фонология. Графика. Орфография. Лексикология. Лексикография»

Модуль 1: Фонетика современного русского литературного языка

Учебный элемент 1.1: Предмет фонетики. Понятие об основных единицах фонетической системы рус. яз.

Учебный элемент 1.2: Артикуляционная классификация звуков.

Учебный элемент 1.3: Характеристика надсегмен­­тных единиц рус. Фонетической системы: слог, ударение, интонация

Учебный элемент 1.4: Изменение звуков в потоке речи. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.

Учебный элемент 1.5: Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.

Модуль 2: Фонология современного русского литературного языка

Учебный элемент 2.1: Фонология как особый раздел фонетики. Понятие о фонеме. Система согласных фонем русского языка

Учебный элемент 2.2: Система гласных фонем русского языка.

Учебный элемент 2.3:Парадигматика и синтагматика фонем. Понятие фонемы и ее аллофонов в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах.Основные тенденции в области развития русской фонологической системы. Теоретическое и практическое значение фонологии.

Модуль 3: Орфоэпия современного русского языка

Учебный элемент 3.1: Понятие об орфоэпии. Историческая основа русской орфоэпии. Связь произносительных норм с фонетическими законами. Причины отклонения от норм русского литературного произношения.

Учебный элемент 3.2: Основные правила орфоэпии в области согласных и гласных.

Вариантность орфоэпических норм как рез-т их развития. Стилистические разновидности рус. лит. произношения. Орфоэпические словари и справочники. Орфоэпия в школе.

Модуль 4: Графика современного русского литературного языка

Учебный элемент 4.1. Краткая характеристика русского алфавита. Соотношение букв и фонем.

Учебный элемент 4.2. Слоговой принцип русской графики. Краткие сведения из истории рус. графики.

Модуль 5: Орфография современного русского литературного языка

Учебный элемент 5.1. Русская орфография. Общая хар-ка. Основной принцип рус. орфографии. Ан-з орфографических правил рус. яз. с т. зр. Основного принципа

Учебный элемент 5.2. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания

Учебный элемент 5.3. Раздельные, слитные и полуслитные написания. Правила переноса. Стро­ч­ные и прописные буквы. Краткие сведения из ис­тории рус. орфографии. Орфографические словари и справочники

Модуль 6: Лексикология современного русского литературного языка

Учебный элемент 6.1. Предмет и задачи лексикологии

Учебный элемент 6.2. Слово как единица лексики. Толковые словари.

Учебный элемент 6.3. Понятие лексико-семантической системы. Семантические поля и группы

Учебный элемент 6.4. Лексическое и грамматическое значение слова. Структура лексического значения слова. Денотативный, сигнификативный и прагматический аспекты определения лексических значений. Вопрос о коннотации и ее видах

Учебный элемент 6.5. Сема как минимальный компонент значения. Методика компонентного анализа. Закон семантического согласования слов при употреблении в речи. Семное варьирование значений слов.

Учебный элемент 6.6. Слова однозначные и многозначные. Многозначное слово как смысловая структура.

Учебный элемент 6.7. Типы лексических значений слова (по классификации В.В. Виноградова)

Учебный элемент 6.8. Переносное использование слов. Метафорическое и метонимическое переосмысление лексем (в отличие от сужения и расширения значений)

Учебный элемент 6.9. Лексические омонимы и смежные с ними явления. Словари омонимов.

Учебный элемент 6.10. Лексические синонимы. Словари синонимов.

Учебный элемент 6.11. Антонимия слов. Словари антонимов.

Учебный элемент 6.12. Лексические паронимы. Словари паронимов.

Учебный элемент 6.13. Формирование лексико-семантической системы. Исконно русская лексика.

Учебный элемент 6.14. Иноязычная и заимствованная лексика. Фазы процесса заимствования и признаки освоения слов. Этимологические словари. Словари иностранных слов.

Учебный элемент 6.15. Сферы использования русской лексики: лексика общеупотребительная и ограниченного применения. Словари терминов, диалектные словари, словари жаргонной лексики.

Учебный элемент 6.16. Функционально-стилистическая дифференциация лексики и ее эмоционально-экспрессивная характеристика. Нейтральная лексика. Разговорная лексика.Лексика книжных стилей

Учебный элемент 6.17. Активная лексика и пассивный состав лексики русского языка. Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Словари устаревших слов; новых слов и значений. Изменения в лексике русского языка в период экономических и социальных реформ (в конце ХХ – начале ХХI века).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ФОНЕТИКА»

1. Затранскрибируйте текст. Сделайте фонетический анализ подчёркнутого слова.

№1

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяныхослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далёких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоём.

(А. Ахматова)

№2

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой.

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

(А. Ахматова)

№3

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

(А. Ахматова)

№4.

Оставим счёты. Вероятно, слабость.

Я, предвкушая ваш сарказм и радость,

В своей глуши благословляю разность:

Жужжанье ослепительной осы

В простой ромашке вызывает робость.

Я сознаю, что предо мною пропасть,

и крутится сознание, как лопасть,

Вокруг своей негнущейся оси.

(И.Бродский)

№5.

Я век себе по росту подбирал.

Мы шли на юг, держали пыль над степью;

Бурьян чадил; кузнечик баловал,

Подковы трогал усом, и пророчил,

И гибелью грозил мне, как монах.

Судьбу свою к седлу я приторочил;

Я и сейчас, в грядущих временах,

Как мальчик, привстаю на стременах.

(А.Тарковский)

№ 6

Въезжаем в рощу золотую,

В грибную бабушкину глушь.

Лошадка встряхивает сбрую

И пьёт порой из тёплых луж.

Вот показались вдоль дороги

Поля, деревни, монастырь.

А там - с кустарником убогим

Унылый тянется пустырь…

(Н.Рубцов)

№ 7

Есть на Севере береза,

Что стоит среди камней.

Побелели от мороза

Ветви черные на ней.

Наши рекомендации