Проектирование социально - педагогической технологии
Какова же технология деятельности педагогов в процессе разработки социально-воспитательных проектов в образовательной организации?
Структура инновационной технологии в социализации и воспитании обуающихся в процессе педагогической деятельности педагогов может быть представлена в виде технологической цепочки, включающей 5 этапов:
1. Определение идеи центрального мероприятия (для всех структурных подразделений образовательной организации).
2. Создание инновационной сети (все классы школы и других структурных подразделений).
3. Расширение инновационного пространства (направления деятельности каждого класса, подразделения в рамках центрального мероприятия).
4. Реализация инновационных проектов (серия проектов, мероприятий реализуемые классами и др. структурными подразделениями, в рамках центральной идеи).
5. Анализ фактической эффективности (оценка результатов центрального мероприятия всеми классами и подразделениями, определение путей совершенствования).
Ниже представлена модель проектирования инновационной технологии социально-воспитательной деятельности. (См. Рис № 5
Рис. № 5
Проектирование инновационной технологии в социально- воспитательной деятельности
Предлагаемая структура инновационной технологии в социально-воспитательной деятельности базируется на понятиях:
Технологическая цепочка инновационного проекта - это последовательность связанных мероприятий по разработке и использованию разнообразных форм и технологий в работе с обучающимися, которые будучи реализованными, приведут к получению запланированного результата (идеи, инициации).
В технологической цепочке инновации в социализации и воспитании обучающихся важно определить центральное мероприятие (идею), которое принято считать основным,проводится оно на первом этапе (этап разработки новой идеи, инновации). Данное мероприятие должно быть направлено на зарождение мотивации у обучающихся, руководителей структурных подразделений и, желание чем-то быть полезном для себя и других, участвовать, производить, представлять и др. Это: помощь пожилым, ветеранам, участвовать в экологических акциях, добрых делах своими руками, волонтерском движении и др.
В результате последовательного решения каждого этапа формируется цепочка инноваций в виде траектории инновационного развития всей системы социализации и воспитания в образовательнойорганизацииили конкретного структурного подразделения, как подсистемы, реализующей общую цель инновационного проекта образовательной организации, когда каждое структурное подразделение может иметь свою фактическую траекторию развития. Такая совокупность инновационных цепочек, имеющих общую центральную идею и составляют инновационную сеть в образовательной организации. Формально сеть может состоять из одной цепи, однако мы вводим это понятие для описания более сложных случаев, когда объединяются, интегрируются классы, разные структурные подразделения образовательного учреждения в реализации процесса социализации и воспитания. Для каждой структурной единицы есть возможность выбора одного мероприятия из множества, заданного для этого этапа. Инновационная сеть может иметь более или менее сложную структуру: различное число (направлений, мероприятий), различную мощность, множество вариантов достижения результатов. Представляется очевидным, что с ростом сложности сети растет число входящих в нее структурных подразделений и, соответственно, расширяются возможности выбора траектории дальнейшего развития процесса социализации и воспитания обучающихся с учетом сложившихся условий. Можно предположить, что с ростом, числа вариантов траекторий развития структурных подразделений образовательной организации, увеличиваются возможности их адаптации к изменениям внешних и внутренних условий функционирования. Обучающиеся участвующие в таком масштабном проекте осознают свою деятельность, и разнообразную деятельность других возрастных категорий обучающихся. Например: "День России", "Наши Олимпийские игры", "Город Мастеров" и др.
Структура развития траектории развития структурного подразделения в общей системе реализации инновационного проекта.
Рис. 6
Для примера представим инновационный проект в начальной школе праздник «День птиц». Рис. №7
PS. Уходит таблица, ничего не могу сделать и улетел один квадрат с названием «Знакомство с птицей»
Праздник «День птиц» - это центровое мероприятие для всех учащихся начальной ступени обучения. Каждый класс проводит мероприятия, объединённые одной общей темой «День птиц», но с учётом возрастных особенностей опыта и знаний детей. Центровое мероприятие проходит в предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которая связана с темой праздника: выставка детских рисунков «Птицы, которых мы любим», подборка детских книг о птицах, объёмные изображения птиц, выполненные детьми совместно с родителями.
Инновационное пространство реализации технологии определяется как совокупность направлений деятельности, относящихся к инновационной сети, т.е. инновационная сеть осваивает определенный спектр деятельности, выбирая, наиболее актуальные или оптимальные направления, которые позволят с наибольшей эффективностью воплотить цели и задачи центрального мероприятия.
Этап реализации проектов, мероприятий в технологической цепочке связан с конкретной инновационной сетью и тем инновационным пространством, которое она (сеть) осваивает. Количество инновационных проектов в рамках одного направления может варьироваться от 1 до 4, создавая в суммарном виде большое взаимосвязанное разветвленное проектное поле.
Завершающим этапом реализации инновационного проекта является анализ фактической эффективности использованной технологии. Содержание этого этапа состоит не только в объективном оценивании достигнутых результатов, но и произошедших изменений в поведении обучающихся и деятельности педагогов, возможной корректировке неэффективных этапов с целью повышения качества центрального мероприятия.
Такой анализ должен способствовать повышению качества проектирования инновационных технологий в социально-воспитательной работе с обучающимися в образовательной организации.