Цели и задачи современного экологического образования. Экологическая культура личности как цель и результат экологического образования.

Лекции по ТиМЭО для заочного отделения

Бакалавриат

Курс полники

Основная литература к курсу

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и пси­хология. Ростов н/Д, 1996.

2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. Пособие. — М., 2001 (Николаева С.Н. Теория и методика экологического вос­питания дошкольников. М., 2002).

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дет­ском саду. М.: Карапуз, 2000.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 2000.

6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008.

Тема 1. Цели и задачи современного экологического образования дошкольников.

План лекции

1. Цели и задачи современного экологического образования. Экологическая культура личности как цель и результат экологического образования.

2. Принципы отбора содержания экологического образования.

3. Проблемы и перспективы экологического образования детей в дошкольном возрасте.

Цели и задачи современного экологического образования. Экологическая культура личности как цель и результат экологического образования.

Выделяются три основные тенденции в определении экологического образования.

«Представленческая» связана с акцентированием внимания на формирова­нии в первую очередь системы экологических представ­лений.

«Отношенческая» — с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе. Именно в рамках данной ориентации осуществляется эко­логическое образование, например, в так называемых вальфдорфских школах, философской основой которых является антропософское учение Р. Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению за всем, что их окружает во внешней природе, и сопереживанию каждому растению, животному, любому человеку,

«Технологическая»тенденция в экологическом образова­нии основана на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой. Такая тенденция характерна, на­пример, для США,

В зависимости от того, какая тенденция преобладает во взглядах ученых на проблему экологического образования, выделяются цели, задачи и содержание экологического образования.

Анализ исследований показал, что существуют разные подхо­ды к его трактовке. Так, А.Н.Захлебный полагает, что экологи­ческое образование — это элемент общего образования, связан­ный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека).

Н. М. Мамедова и И.Т. Суравегина считают, что экологическое образование — это целенаправленный процесс формирования от­ветственного отношения школьников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и обще­ния с природой.

Согласно Н.Ф. Реймерсу, экологическое образование — это педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в про­цессе которого они усваивают научные основы решения про­блем взаимодействия общества и природы, овладевают приклад­ными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы.

По определению И.Д. Зверева, это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответствен­ность личности за состояние социоприродной среды».

Таким образом, под экологическим образованием понимается целенаправленный процесс формирования культуры взаимодей­ствия с миром природы на основе синтеза эмоционально-чув­ственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.

При этом целью экологиче­ского образования должно стать формирование экологической культуры личности и общества как синтеза практического и ду­ховного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспе­чивающей его выживание и развитие.

Результатомэкологического образования является достижение человеком определенного уровня экологической культуры (экологическая образованность).

Б.Т. Лихачев рассматривал экологическую культуру лично­сти в качестве системообразующего фактора, способствую­щего формированию в человеке подлинной интеллигентно­сти и цивилизованности.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура вклю­чает:

—культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источни­ку материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений прини­мать альтернативные решения;

—культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстети­ческие и социальные критерии при выполнении конкрет­ных дел в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетаческие достоинства как естественной, так и преобразован­ной природной сферы.

Следующие компоненты экологической культуры выде­ляет Л.Д. Бобылева:

—интерес к природе;

—знания о ней и ее охране;

—эстетические и нравственные чувства ко всему живому;

—позитивная деятельность в природе;

—мотивы, определяющие поступки детей относительно окружающего мира.

Мы под экологической культурой личности будем понимать наличие:

· знаний о взаимоотношениях живых организмов и человека с окружающей средой и друг с другом;

· гуманного отношения ко всем живым существам как к субъектам взаимодействия с человеком и к Планете в целом,

· умений и навыковвзаимодействия с природой.

Данные компоненты находят свое отражение в трех основных задачах экологи­ческого образования:

· формирование адекватных экологических представле­ний,

т. е. представлений о взаимосвязях в системе «че­ловек — природа» и в самой природе. Такая система пред­ставлений позволяет личности знать, что и как происхо­дит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Главное - формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.

· формирование отношения к природе.Само по себе на­личие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно опреде­ляет характер целей взаимодействия с природой, его моти­вов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения эко­логической целесообразности. Именно через подструктуру отношений в наи­большей степени формируется субъектный характер воспри­ятия природных объектов;

· формирование системы умений и навыков (техноло­гий) взаимодействия с природой. Чтобы поступать эколо­гически целесообразно, личности необходимо уметь это де­лать: и понимания и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правиль­ных стратегий и позволяют поступать с точки зрения эко­логической целесообразности.

Данные задачи в дошкольном образовании конкретизируются следующим образом:

—формирование системы элементарных научных эколо­гических знаний, доступных пониманию ребенка-дошколь­ника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

—развитие познавательного интереса к миру природы;

—формирование первоначальных умений и навыков эко­логически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;

—воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окру­жающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объек­там природы;

—формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;

формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимо связи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

—освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального при­родопользования в повседневной жизни;

—формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохран­ной деятельности в ближайшем окружении;

—формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к ок­ружающей среде (по В.А. Зебзеевой).

Рыжова Н.А.: Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

• усвоению азов экологической безопасности;

• усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Экологическое образование - специально организованное взаимодействие педагога и ребенка в целях освоения опыта экологических взаимоот­ношений с окружающим миром —

условно делится на два взаимосвя­занных процесса: экологическое воспитание и обучение.

Экологическое воспитаниепредставляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка в целях накопления позитивного опыта взаимодействия с окружаю­щим миром, освоения принятой обществом системы эколо­гических ценностей, овладения правилами осознанного по­ведения в природе (нормами экологической этики).

Экологическое обучение— целенаправленный процесс уп­равляемого познания объектов и явлений окружающего мира, экологических закономерностей в природе и социуме, на­правленный на формирование экологических знаний, осво­ение способов экологически ориентированной деятельности, развитие познавательных процессов у детей.

Экологическое воспитание и обучение направлены на эко­логическое развитие ребенка.

Экологическое развитие можно определить, как созрева­ние экологически ориентиро­ванной личности через освоение опыта ценностных ориента­ции, поведенческих норм, знаний и умений, которые реали зуются в экологическом отношении к окружающему миру через поведение и деятельность. Экологическое развитие ха­рактеризуется направленностью общего развития на психо­логическую включенность в мир природы: экологически ори­ентированным мировоззрением, потребностно-волевыми пе­реживаниями и формами деятельности.

Результатом экологического образования должна стать экологически развитая личность, которой присущ

экоцентрический тип экологического сознания, характеризующийся психологической включенностью человека в мир природы, восприятием природных объектов как полноправных субъек­тов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Наши рекомендации