II. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Летучая Мышь решила объяснить Маше и Мише правила списывания текста. Но Асырк случайно погрызла листок, на котором были записаны предложения, и слова рассыпались. Наша задача – составить из слов предложения, познакомиться с правилами списывания текста и написать текст.
III. Изучение нового материала.
Коллективная работа.
– Составьте из слов предложения.
На доске размещены карточки со словами из предложений:
– Торк расставил предложения, но ведь он слепой. Проверьте его работу.
– Скажите: это текст?
Идет сильный дождь.
Листья облетели.
Лужи на земле.
Осень.
Люди прячутся под зонты.
– Можно ли считать эти предложения текстом? Почему? (Ответы детей.)
– Что надо сделать, чтобы получился текст? (Изменить порядок предложений.)
– Летучая Мышь спешит вам помочь. Начните составлять текст в соответствии со схемами предложений.
(Осень. Листья облетели. Идет сильный дождь.)
– Какие предложения запишем дальше? Составьте их схемы.
(Лужи на земле. Люди прячутся под зонты.)
– Почему слово «земле» и «зонты» вы считаете словами-названиями предметов не главными (дополнительными)? (Главные слова-предметы указывают на того, кто сам действует. У не главного слова-предмета есть слово-помощник. В данном случае «на», «под».)
– Придумайте продолжение текста, 1–2 предложения. (На доске составляются схемы этих предложений.)
Дети спешат домой. Дома ждет горячий обед.
– Как можно назвать этот текст? («Осень», «Дождливая осень» и т. п.)
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Соединить пальцы рук в замок.)
Потянули…
(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения кистями рук.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками
друг об дружку.)
И открыли!
(Пальцы разъединили.)
IV. Знакомство с правилами списывания текста.
– Прежде чем списать текст, подумайте, как не допустить ошибок. (Надо знать правила списывания текста.)
– Вы уже не раз списывали тексты и предложения. Как вы это делали?
Учащиеся рассказывают о правилах, делятся своим мнением.
– Молодцы! Летучая Мышь вами довольна. Она предлагает вам привести ваши знания в порядок.
Работа по тетради (с. 17).
Памятка «Правила списывания текста».
Ученики читают памятку по пунктам и работают с текстом, записанным на доске. Пункты 5–6 выполняют самостоятельно.
Физкультминутка
V. Самостоятельная работа.
– Спишите текст по правилам.
VI. Итог урока.
– Какие правила списывания текста вы узнали?
– Какое из этих правил для вас было новым?
– Можно ли изменить порядок правил? Почему?
Работа по карточкам.
I уровень.
Из данных слов составьте предложения. Запишите их.
листопад, начнется, скоро
наряд, дуб, осенний, надел
полетели, монетки, с берез, желтые
II уровень.
Спишите, в конце каждого предложения поставьте точку.
Брат и сестра играли дружно потом они поссорились дети разошлись по углам скоро им стало скучно.
(По К. Д. Ушинскому.)
III уровень.
Найдите и подчеркните предложения. Одно из них запишите в тетрадь.
Наступила поздняя осень. Поздняя наступила. Подул резкий осенний ветер. Начался листопад. Начался. Ночи стали длинными. Улетают перелетные птицы. Перелетные.
Урок 12
БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ,
КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, РЕК
Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях; формировать умения записывать предложения с именами собственными; способствовать закреплению умений составлять предложения по сюжетной картинке, воспитанию культуры общения.
Планируемые результаты (УУД): предметные:научатся понимать значение слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся, употреблять заглавную букву в начале предложения; получат возможность научиться устному повседневному общению со сверстниками
и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме согласно инструкции, алгоритму или установке учителя; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, подчиняясь общепринятым правилам сотрудничества; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями для учащихся, иллюстрации, таблички с нарисованными на них ребусами.
Сценарий урока